Будет ли выполним бюджет-2001 в части обслуживания внешнего долга?
Реструктуризация долга Парижскому клубу, которая предусмотрена в планах правительства по обслуживанию внешнего долга, вполне вероятна. Речь, конечно, не о списании, но в каком-то виде облегчение долговой нагрузки по Парижскому клубу вполне вероятно. Может, это будет еще одна дополнительная отсрочка на 18 - 24 месяца. В этой связи ожидания правительства вполне обоснованны. Что касается планов в отношении внешнего финансирования для обслуживания долга, то, я думаю, и сам Минфин хорошо понимает, что заложенная цифра в $4,7 млрд под вопросом. Ведь никто такого не обещал. И ситуация, видимо, прояснится по ходу исполнения бюджета. Но с точки зрения качества бюджета это не так страшно. Очевидно, что доходная часть в проекте скорее всего занижена, поэтому резерв есть. Так что если все будет благополучно и появятся дополнительные доходы бюджета, то они как раз могут быть направлены на покрытие дефицита, возникшего из-за недостаточного количества внешних займов.
Олег Вьюгин
Традиционная схема составления российских бюджетов такова, что в бюджет закладывались нормативная величина расходов на обслуживание внешнего долга и нормативная величина привлеченных кредитов. И начиная с 1992 г. правительство всегда говорило: вот видите, при заложенных показателях бюджет выглядит вполне прилично, осталось всего ничего - договориться о кредитах и о реструктуризации долгов. Эта схема довольно часто срабатывала. Но, безусловно, она не должна срабатывать вечно. Тем более в отношении Парижского клуба полной уверенности сейчас нет. Ведь мировая конъюнктура очень благоприятна для России, а последний подскок цен на нефть даже ставит под вопрос цифры, заложенные в бюджете, - они становятся очень консервативными. Тогда как развитие ситуации сулит большие дополнительные доходы. Финансового разрыва, который дает кредиторам основания принимать решение о реструктуризации, не предвидится. Парижский клуб может учесть эти обстоятельства при определении своей позиции. Поэтому, возможно, с ним удастся договориться лишь о выравнивании графика платежей. Что же касается возможности получения кредитов от МВФ, то не факт, что и эти переговоры пойдут быстро: у МВФ наверняка возникнут вопросы, связанные с реструктуризацией банковской системы или балансовыми заданиями. Так что, с одной стороны, есть некоторая неустойчивость в части бюджета, связанной с обслуживанием внешнего долга. Но, с другой стороны, ситуацию будут определять дополнительные доходы бюджета. Если о реструктуризации не удастся договориться, то они будут идти на обслуживание плановых величин долга. А в случае реструктуризации эти же доходы пойдут на более заметное уменьшение суммы долга.
Александр Шохин
Ситуация с реструктуризацией долгов Парижскому клубу, на которую, судя по бюджету-2001, рассчитывает правительство, неплохая. Реструктурировать долги именно на следующий год скорее всего получится. Правда, для этого надо будет подписать программу с МВФ. Подписание такой программы, однако, не гарантирует получение от фонда очередной транш для погашения внешнего долга, на что также рассчитывают в Минфине. У МВФ при решении о выделении денег возникнут старые претензии, связанные с реструктуризацией банковской системы и с решением проблем регулирования валютного рынка. Так что в отношении получения денег пока остаются сомнения. В то же время $900 млн от Мирового банка, заложенные в бюджете на 2001 г., будут предоставлены наверняка.
Наталья Орлова
Реальная возможность того, что Парижский клуб пойдет навстречу России, существует. В пользу такого решения говорят как политические факторы, так и обстоятельства экономического характера. В числе последних необходимо отметить традиционную заинтересованность кредиторов в возврате как можно большей части выданных сумм, даже если для этого требуется изменение графика платежей, а также наблюдающееся начало подъема российской экономики, превращение которого в устойчивую тенденцию немыслимо без облегчения долгового бремени. Главным же политическим мотивом является сохраняющаяся заинтересованность мирового сообщества в России как равноправном партнере. Логичным шагом, вытекающим из такой заинтересованности, может стать оказание поддержки правительству, решительно настроенному на проведение демократических и экономических преобразований.
Владимир Кондаков
Значения выплат по внешнему долгу, заложенные в бюджете на 2001 г., - это еще и способ психологического давления на кредиторов, побуждающий их к реструктуризации. Правительство и раньше действовало таким же образом. Но, судя по нынешней ситуации, любому специалисту понятно, что Россия вполне способна в 2001 г. обслужить внешний долг в полном объеме, т. е. выплатить все $14,5 млрд. Тем более что, на мой взгляд, получить кредиты от МВФ и Мирового банка будет вполне реально - $2 - 3 млрд от них можно ждать.