Неизбежно ли введение балансовых заданий по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок?
Балансовые задания нужны. Это связано прежде всего с уровнем зарплаты и уровнем цен, которые существуют сегодня в России. Пока у нас низкая зарплата, мы вынуждены как бы дотировать все отрасли низкими ценами на энергоресурсы. Но естественно, что у нефтяных компаний всегда возникает желание заработать прибыль, и любые таможенные пошлины - даже запретительные - здесь не помогут по той простой причине, что платежеспособность за топливно-энергетические ресурсы у нас ниже 100%. Поэтому компаниям лучше получить меньше, но живыми деньгами, чем не получить ничего. На мой взгляд, сегодня для сохранения государства, особенно в период уборочной, необходимы балансовые задания. Проблема с недовольством МВФ у правительства, конечно, возникнет. Но ведь нельзя добиться всего сразу. Что-то надо выбирать, и правительство должно принять решение.
Эдуард Грушевенко, руководитель экспертного совета при Минэнерго n
Я думаю, что по мазуту балансовых заданий действительно будет трудно избежать. Альтернативой балансовым заданиям было бы резкое повышение экспортных пошлин. За время, пока эти пошлины не действовали, внутренний рынок мазута не пришел в равновесие с экспортом, и из-за этого разрыв остается на очень высоком уровне. И обеспечить достаточные поставки мазута на внутренний рынок, в принципе, можно, повысив пошлины до уровня 40 - 50 евро за тонну. А это существенно сократит прибыль компаний и ни для кого не будет желательным. Таким образом, самим нефтяным компаниям сейчас скорее выгодно согласиться на добровольное ограничение экспорта, чем получить повышение пошлин. По бензину и по дизельному топливу, на мой взгляд, такой критической ситуации нет. Бензин вообще находится более или менее в равновесии - его экспортная прибыльность сейчас уже примерно равна поставкам на внутренний рынок.
Дмитрий Авдеев
Я думаю, что по мазуту балансовых заданий действительно будет трудно избежать. Альтернативой балансовым заданиям было бы резкое повышение экспортных пошлин. За время, пока эти пошлины не действовали, внутренний рынок мазута не пришел в равновесие с экспортом, и из-за этого разрыв остается на очень высоком уровне. И обеспечить достаточные поставки мазута на внутренний рынок, в принципе, можно, повысив пошлины до уровня 40 - 50 евро за тонну. А это существенно сократит прибыль компаний и ни для кого не будет желательным. Таким образом, самим нефтяным компаниям сейчас скорее выгодно согласиться на добровольное ограничение экспорта, чем получить повышение пошлин. По бензину и по дизельному топливу, на мой взгляд, такой критической ситуации нет. Бензин вообще находится более или менее в равновесии - его экспортная прибыльность сейчас уже примерно равна поставкам на внутренний рынок.
Дмитрий Авдеев
Я полагаю, что при максимальных ценах мирового нефтяного рынка и более чем пятикратном разрыве между рыночным курсом национальной валюты и паритетом покупательной способности осуществлять либерализацию экспорта преждевременно. Вероятность установления запретительных ставок пошлин (на уровне 50 - 100 евро/т) я рассматриваю как низкую (ни нефтяники, ни, собственно говоря, МВФ такую идею не поддерживают). Таким образом, в ближайшем будущем наиболее разумным было бы сохранить те или иные методы нетарифного регулирования экспорта (к которым и относятся балансовые задания). Хотя тут можно остановиться на двух вопросах. Во-первых, правительство должно установить более или менее внятные цели регулирования в этой сфере (например, ориентировочные цены на нефтепродукты на внутреннем рынке на перспективу - ни в одной программе их нет) и четкую нормативную базу и порядок регулирования (до настоящего момента установление балансовых заданий осуществлялось вне законодательного поля в оперативном режиме без каких-либо методик и возможности предсказать их величину заранее). Во-вторых, если ставить задачу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов по приемлемым ценам, то, казалось бы, самым простым решением является снижение налогов именно на внутреннем рынке (акцизов), которое может быть легко компенсировано вывозными пошлинами. Но почему-то об этом обычно забывают, и вместо этого возникают какие-то дикие идеи о бюджетном субсидировании.
Сергей Ежов
Может быть, правительство и радо было бы перейти на более рыночные методы регулирования, но обстоятельства не позволяют. До тех пор пока сохраняется разрыв в ценах между внутренним и внешним рынками, в любом случае придется использовать такие меры, как балансовые задания. Совершенно очевидно: если целиком отдаться во власть рынка, то любой нормальный хозяйственник, любой нормальный владелец нефтяной компании, естественно, предпочтет продавать нефтепродукты за рубежом. И заставить его поставлять на внутренний рынок невозможно, если только не давать какие-то льготы и субсидии - а на это лишних денег нет. Правительство хотело бы попробовать обойтись без балансовых заданий, но не получилось. МВФ, конечно, будет пугать тем, что не даст кредитов. Однако это не так актуально сейчас, когда держатся высокие цены на нефть. Поэтому чисто психологическое давление со стороны фонда вряд ли возымеет действие на правительство.
Александр Блох
Балансовые задания действительно неизбежны. И на данный момент это, может, даже оптимальнее, чем высокие экспортные пошлины. Ведь пошлины будут распространяться на весь экспорт, и для нефтяных компаний это, возможно, будет даже хуже. А при введении балансовых заданий экспортные пошлины остаются прежними, т. е. нефтяники с большей выгодой могут экспортировать нефтепродукты, но зато какую-ту часть вынуждены будут оставлять здесь. Несмотря на критическую позицию МВФ, правительство, несомненно, прибегнет к такой практике. Потому что реально никакого другого выхода нет. Ведь существует такой диспаритет цен на внутреннем и внешнем рынках. В этих условиях трудно даже представить себе, какие нужно ввести пошлины или в каком объеме, скажем, субсидировать тех же сельхозпроизводителей, чтобы не было необходимости в балансовых заданиях. Когда существует большая разница цен на внутреннем и внешнем рынках, то рыночными способами такую ситуацию враз не разрешить.