Любовь не купишь


Многие задаются вопросом: чем обусловлено более чем щедрое вознаграждение, которое получают генеральные директора компаний? Может быть, таким образом удается удержать внутри компании ценные управленческие кадры? Исследования ученых из США показали, что это не так.

Мария Хейзенхаттл и Ричард Хэррисон из школы менеджеров Техасского университета поставили перед собой непростую задачу: выяснить, каким образом размер дополнительных выплат, которые получают руководители американских компаний, влияет на их отношение к компании и собственной работе.

Исследователи пришли к неожиданному выводу. Хотя опционы действительно могут на некоторое время поднять настроение руководителя, они почти не влияют на его решение уйти или остаться.

Ученые проанализировали ситуацию в 1233 американских компаниях разной величины. За период 1995 - 1997 гг. в 214 из этих компаний поменялся генеральный директор. Иными словами, генеральные директора уходили со своих должностей в 17,4% случаев.

Чтобы установить, насколько щедрым было вознаграждение, которое получал тот или иной руководитель, исследователи сравнивали размеры причитавшихся ему выплат со средними значениями выплат руководителям конкурирующих компаний. Дело в том, что согласно одной гипотезе генеральный директор, получающий меньше, чем его коллега в конкурирующей фирме, с большей вероятностью почувствует себя обделенным и уйдет, чем тот, кто получает приблизительно столько же. Хейзенхаттл и Хэррисон не сумели найти подтверждения этой гипотезе. Более того, им удалось установить, что размеры дополнительных выплат никоим образом не сказываются на решении гендиректора уйти или остаться в компании. Существует несколько способов вознаградить генерального директора за его усердие и верность, в том числе и с помощью акций. Генеральный директор может стать акционером компании, а может получить право на опционы.

До сих пор считалось, что наиболее эффективный способ удержать в компании генерального директора - предоставить ему грант на акции с ограниченным правом пользования при условии, что он не уйдет из компании в течение оговоренного срока, который, как правило, составляет от трех до пяти лет.

На первый взгляд такой вариант вознаграждения выглядит весьма заманчиво. Проработав на своем посту, скажем, три года и пожелав затем реализовать подаренные ему акции, директор сможет продать их по цене номинала, невзирая на изменения курса, которые могли произойти с момента предоставления гранта.

Как ни странно, исследователи установили, что подарок в виде гранта никак не стимулирует привязанность генерального директора к компании. Более того, в таких случаях преждевременный уход генеральных директоров с занимаемой должности случается даже чаще.

"Мы пришли к неожиданному выводу, - рассказывают ученые. - Генеральные директора, которые получают гранты на акции, как правило, уходят в ближайшие два года. Более того, чем больше размер их выплат относительно средних показателей в данной отрасли, тем выше вероятность их ухода. Генеральные директора, которые не получают таких грантов и довольствуются более скромной зарплатой, демонстрируют большую верность и уходят из компании гораздо реже".

По мнению Хейзенхаттл и Хэррисона, выделение грантов может расцениваться конкурентами как знак, свидетельствующий о желании руководства компании всеми силами удержать у себя такого директора. Получив такой сигнал, конкурирующие фирмы не жалеют сил, а главное, денег, чтобы переманить успешного руководителя к себе. Если все способы удержать талантливого руководителя при помощи материальных стимулов не работают, возможно, более эффективными окажутся нематериальные стимулы. (FT)