Динамический удар
Мучительная растянутость освещения трагедии "Курска" во времени позволила превратить его в публичную пляску на костях. Российский флот облили грязью, командование обвинили в пренебрежении жизнью моряков и намеренном очковтирательстве, а президента - в манкировании своими обязанностями и душевной черствости. В водоворот журналистской истерики втянулся кто попало - от политиков до светских плейбоев. Такого количества поучающей белиберды российская пресса не выдавала давно. Между тем официальные оценки характера и последствий катастрофы, произнесенные еще в самом начале, как только стало примерно понятно, что произошло, были абсолютно адекватными. Обвинять власти и военных в том, что они не похоронили со всей решительностью моряков "Курска" пока оставалась последняя, гипотетическая хотя бы надежда, некорректно. Теперь можно констатировать, что, кроме проскочившей в первые дни "жизнерадостной" сводки так называемой пресс-службы Северного флота, никто из официальных источников не лгал. Можно констатировать, что операция по спасению шла с первых секунд аварии, что все имеющиеся средства в ней были задействованы, что спасатели действовали за рамками своих технических возможностей и чуть не угробили самих себя. Таким образом, единственной содержательной претензией к властям остается то, что они недостаточно хорошо организовали свой пиар, т. е. власти пренебрегали организацией своего имиджа, пока длилась практически обреченная на неудачу операция по спасению экипажа.
В первую очередь это касается разговоров о причинах катастрофы. Версия (если не сказать информация) о смертельном таране "Курска" иностранной субмариной была в распоряжении командования с самых первых часов, когда на дне была обнаружена изувеченная подлодка. И то, что ее (эту версию) не стали педалировать, может вызвать уважение. В отличие от бросающейся в глаза официальной лжи наших западных партнеров. Не секрет, что присутствие "наблюдателей" при сколько-нибудь заметных маневрах флотов практически неизбежно. Что это может стать не первым случаем тарана нашей подлодки лодкой-убийцей, сопровождавшей ее на малой дистанции. Что тихое исчезновение виновника с места катастрофы считается преступлением даже при обычном ДТП. Что некоторые манипуляции вокруг искренней помощи нашим морякам смахивают на операцию прикрытия преступной небрежности наших цивилизованных братьев, ставших причиной гибели этих самых моряков.
Да, флот, в том числе средства спасения, находится в плачевном состоянии, поскольку его практически не финансировали много лет. А что, этого кто-нибудь не знал? Если флот впервые за многие годы вышел на подобные маневры, на что можно было рассчитывать? Есть гуманистическая альтернатива - вообще затопить флот, чтобы не мучился...
Нет в истории современного флота опыта спасения людей, попавших в подобное состояние, когда подлодка была полностью обезглавлена, все ее системы управления жизнеобеспечением разрушены и она затонула в первые секунды катастрофы, хотя бы и на такой, относительно небольшой глубине. "Внешний динамический удар", который получила наша подлодка в рубку, т. е. в голову, постарались экстраполировать на Россию в целом. Еще раз повторюсь: все, в чем можно обвинить нынешнюю власть, - в пренебрежении профессиональным пиаром. Вот пусть специалисты по политическим шоу соберутся и обсудят свои проблемы на фоне общей трагедии, а мы посмотрим.