Оборонная ничья


Собравшийся в пятницу после нескольких отсрочек Совет безопасности должен был стать судьбоносным не только в конфликте министра обороны и начальника Генштаба или в судьбе Ракетных войск стратегического назначения. Он должен был обозначить стратегический выбор, направление оборонной и военно-промышленной политики. По сути, он должен был показать, в каком качестве наше политическое руководство видит Россию в обозримом будущем. С этой точки зрения известный публике результат заседания - нулевой.

Конечно, трудно отрицать, что так называемые силы общего назначения находятся в плачевном состоянии и мы вынуждены платить за это кровью. Однако декларируемое внимание к этим самым силам проявилось в основном в том, что под чутким руководством соответствующих правительственных ведомств были сорваны все попытки поставить воюющей армии в Чечню современные модификации боевой техники - кстати, обещанные. Объявленный от имени "сухопутчиков" план кастрации РВСН очень напоминает провокацию. Впечатление провокативности всего происходящего усиливается устроенным накануне заседания Совбеза кадровым разгромом в Минобороне, в первую очередь коснувшимся системы управления оборонным заказом. Кстати, системы, обеспечившей в обстановке общего развала развитие наших оборонных технологий хотя бы на уровне опытных образцов. В ином случае нам бы уже сегодня нечего было производить.

На самом деле именно за контроль над пополневшими, как кое-кто полагает, финансовыми потоками оборонки и ведется борьба. А концептуальная дискуссия - это только фомка, которой пытаются оприходовать сейф. Еще раз напомню: когда министром обороны был десантник, сокращали ВДВ, при министре-ракетчике выкорчевывают РВСН. Был бы адмирал - затопили бы флот. Выплескивая воду, никто и не собирается думать о ребенке С нужно только корыто. В результате российская оборонка последовательно превращается из единственного, по сути, конкурента США в младшего партнера западных, в основном израильских, корпораций, мечтающего выклянчить любой, хоть самый завалящий заказ у "взрослой" кооперации.

На самом деле это вопрос кадровый: отклонится ли российская оборонка от традиционного уже пути разворовывания авансов, когда "процесс" гораздо интереснее результата, когда сдача собственного рынка и утечка технологий перспективнее выполнения контракта. Возникшая на волне благоприятной экономической конъюнктуры избыточная "ликвидность" может быть хотя бы частично компенсирована, частично направлена на технологическую и интеллектуальную реанимацию отечественной оборонной промышленности. Нулевой результат прошедшего Совбеза - ответ на вопрос, точнее, отсутствие ответа.