Табачники мешали ВОЗу
ЖЕНЕВА - По данным Всемирной организации здравоохранения, Philip Morris и другие производители сигарет в течение многих лет вели кампанию по дискредитации ВОЗ и противодействовали усилиям, направленным на сокращение потребления табака во всем мире.
Готовясь к намеченным на октябрь официальным переговорам по контролю за потреблением табачных изделий, Всемирная организация здравоохранения в среду опубликовала результаты своего расследования деятельности компаний, производящих сигареты.
Авторы документа обвиняют табачные компании в проведении многолетней систематической политики очернения ВОЗ и саботировании мер по борьбе с курением. В документе также утверждается, что производители сигарет неоднократно пытались исказить результаты важных научных исследований о воздействии табака и добивались сокращения бюджета ВОЗ.
"Теперь мы имеем представление о масштабах и накале борьбы, которую ведут против ВОЗ гиганты табачной индустрии", - сказал доктор Томас Цельтнер, генеральный директор швейцарской службы здравоохранения и руководитель комитета, проводившего расследование. По его словам, компании вмешивались в процесс принятия решений внутри самой ВОЗ. Они добивались, чтобы в принятии решений участвовали лица, имеющие тесные связи с табачной индустрией.
Частью стратегии производителей сигарет был план действий, разработанный в конце 80-х гг. руководством Philip Morris во главе с нынешним генеральным директором компании Джеффри Байблом. Собравшись в декабре 1988 г. в городке Бока-Ратон во Флориде, табачные магнаты составили конфиденциальный меморандум, предусматривающий действия по ослаблению влияния ВОЗ на правительство и потребителей. Компания усиливала лоббирование своих интересов в странах, где ВОЗ проводила кампании против курения.
Кроме того, как говорится в документе ВОЗ, Philip Morris предпринимала меры, ограничивающие финансирование ВОЗ со стороны частных лиц, и инициировала проверки расходования международных фондов организации. Многие выводы комиссии ВОЗ основываются на материалах судебных разбирательств, предпринятых правительством США против табачной индустрии. Они относятся не только к Philip Morris, но и к ряду других крупных компаний. В свое оправдание представители Philip Morris заявляют, что некоторые руководящие документы компании, имеющие отношение к ВОЗ, были приняты в "эпоху поляризации", когда стороны не занимались поисками компромисса, а потому не соответствуют нынешней политике Philip Morris.
По мнению генерального директора ВОЗ Гро Харлема Брундтланда, контроль за потреблением табака - одна из важнейших задач и это обусловливает необходимость принятия нового международного законодательства, ограничивающего рекламу сигарет и предусматривающего экономические меры, в том числе налоговое регулирование, ужесточение таможенного контроля, и компенсации для стран, экономика которых зависит от производства табака. (WSJ)