Удастся ли правительству выполнить краткосрочную программу реформ до 2002 г. ?
У правительства просто нет другого выхода. Ведь нынешнее благополучие держится на трех ненадежных китах: на политическом авансе новому президенту, на мировых ценах на нефть и на уверенности в том, что новый парламент находится под контролем. Поэтому именно сейчас правительству надо предпринять несколько очень резких прогрессивных шагов, которые бы в два ближайших года могли дать конкретные результаты. Я думаю, что правительство пойдет на то, чтобы предпринять максимум усилий для проведения соответствующего пакета законопроектов через Думу, для изменения таможенной системы и реформирования естественных монополий. Если они не предпримут этого, то через год у нас может быть просто другое правительство. Мне кажется, нынешний кабинет министров понимает и необходимость активных действий, и опасность срывов.
Владимир Головлев
Программа вполне реалистична. В первую очередь потому, что она краткосрочна, а все действия и мероприятия прописаны поэтапно и достаточно четко. Импонирует и то, что готовящиеся реформы направлены на поддержание инициативы предпринимателей и на демонополизацию основных рынков, прежде всего энергетического и транспортного. Я убежден, что ближайшие действия правительства в области реформирования экономики должны включать мероприятия, направленные на поддержание высокотехнологичного производства.
Борис Кузык
У правительства должно получиться хотя бы начать реализовывать все то, что заложено в этой программе. И когда эта программа разрабатывалась, основная задача как раз и заключалась в том, чтобы не растягивать реформы по времени, а провести основные структурные преобразования, пока у нынешнего правительства есть кредит доверия и пока сохраняются благоприятные экономические условия, продолжается рост, который, в общем-то, является большим везением. Я думаю, что правительство уже показало свою решимость и, наверное, есть надежда, что если не все, то по крайней мере большая часть запланированного начнет выполняться. Проблема в том, чтобы одновременно начать активные действия сразу по нескольким направлениям, но в этом и весь смысл. Достаточно трудностей будет с реформированием естественных монополий. И наверняка будут продолжаться попытки противодействия со стороны региональных лидеров.
Евгений Гавриленков
Наверное, целиком всю намеченную программу до 2002 г. реализовать не удастся. Но, как мне кажется, основная задача - это все-таки начать налоговую реформу. Это та основа, на которую смотрят инвесторы, решая, приходить им в страну или нет. И учитывая то, что Совет Федерации поддержал налоговые инициативы, очень хорошо, что правительство может начать вводить новые налоговые ставки со следующего года. И главным образом поэтому перспективы у программы хорошие. Конечно, потребует очень много времени реструктуризация естественных монополий. Правительство, несомненно, начнет этим заниматься, но, насколько они уложатся по срокам, остаются сомнения.
Наталья Орлова
На мой взгляд, самая важная вещь, которая прослеживается в этой программе, - это установление прозрачных и одинаковых для всех правил игры. Но это и будет, вероятно, наиболее сложным. Ведь известно, что процветание многих представителей бизнеса обусловлено именно отдельными привилегиями и преференциями. Поэтому сейчас, я думаю, будет идти достаточно агрессивное лоббирование, направленное на то, чтобы сохранить преимущества. Вопрос, сможет ли противостоять этому правительство и президент, пока открытый. Но от этого во многом зависит выполнение программы. Хотя разрешение ситуации с Советом Федерации показало, что Кремль достаточно силен. А Путин и его команда пока показывают, что сделают именно то, что написано в программе.
Владимир Меркушев
n Эта программа вполне выполнима. Ведь во все предшествующие годы основной причиной неисполнимости программ правительства были не их сложность и насыщенность, а скорее отсутствие политической воли и консолидированности внутри кабинета. Похоже, что нынешнему правительству удалось уйти от внутренней межклановой борьбы, и пока действия выглядят достаточно согласованными. Из того, что намечено, пока можно уже судить о налоговой реформе - ее мы рассматриваем как очень позитивное явление. Но для нас и для портфельных инвесторов самым сложным и самым важным пока остается вопрос реструктуризации естественных монополий. На примере РАО ЕЭС видно, что здесь ситуация очень сложная, поскольку у руководства компании, как правило, одно мнение, у инвесторов другое, а у представителей государства - третье. Как все это привести к общему знаменателю, насколько быстрым и прозрачным будет процесс - с этим связаны серьезные проблемы.