Рынок как дойная корова
Десятилетний фондовый бум вывел китайские биржи на первые позиции в Юго-Восточной Азии. Но биржи эти очень своеобразные. Цены на многие акции никак не соотносятся с показателями работы компаний, и, несмотря на обилие предприятий, находящихся на грани банкротства, ни у одного из них еще не случилось фондового краха. Их акции даже растут.
Китайский фондовый рынок - нечто еще более оторванное от экономической реальности, чем американская интернет-лихорадка. Фондовый пузырь грозит лопнуть как в случае либерализации рынка, так и при сохранении госконтроля.
Типичная история Для сложившейся ситуации характерен случай с Zhengzhou Baiwen, крупной компанией по торговле хозяйственными товарами. В 1999 г. она понесла убытки на $115 млн - рекордный показатель для компании, акции которой котируются на бирже, за всю недолгую историю китайского фондового рынка. Среди руководителей регулирующих органов разгорелись споры о том, что делать с компанией. Некоторые хотели исключить ее из листинга, однако другие утверждали, что это вызовет еще большие проблемы. "Правительство беспокоится, что, если оно не станет спасать Baiwen и подобные ей компании, это спровоцирует беспорядки - инвесторы просто выйдут на улицу", - заявил один из высокопоставленных чиновников.
Большинство же инвесторов и по сей день остаются в неведении относительно судьбы компании, хотя в конце 1999 г. она объявила дефолт по $250 млн долга, а в марте был подан иск о признании ее банкротом. Правительство наложило запрет на любую информацию о Baiwen в СМИ, в то время как капитализация компании выросла почти до $140 млн. На торгах в пятницу цена ее акций на 76% превышала цену месячной и на 56% - цену годичной давности. "На рынке все так перепутано", - устало констатировал Лу Идэ, генеральный директор Baiwen.
Рынок - препятствие для реформ Несмотря на свою популярность, фондовые рынки Китая стали скорее препятствием для осуществления реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики, которая в значительной степени все еще остается под государственным контролем. Определяя, каким компаниям можно выходить на фондовый рынок, а каким нельзя, правительство использует его для "спонсирования" испытывающих трудности госпредприятий, а не для поощрения наиболее многообещающих компаний.
Фондовые биржи Китая - в Шанхае и Шэньчжэне - были образованы около 10 лет назад. По ряду параметров деятельность китайских бирж можно считать исключительно успешной. На них торгуют более 45 млн китайцев, что ставит страну на 2-е место после США по числу граждан, владеющих акциями. На Шанхайской бирже зарегистрировано около 1000 компаний, и по совокупной рыночной капитализации она занимает 3-е место в регионе после Гонконгской и Токийской. Дневной объем торгов зачастую вдвое превышает объем торгов в Гонконге.
Частные компании не допускаются на биржу, за исключением некоторых, нуждающихся в привлечении капитала для расширения своей деятельности и способных создать новые рабочие места в стране с многомиллионной безработицей. В результате китайские инвесторы в течение 10 лет вбухивают средства в некоторые из самых низкоэффективных компаний страны. Биржи должны были способствовать формированию современной системы финансовых отношений, однако правительство постоянно накладывает запрет на обнародование информации о деятельности компаний. Лишь немногие из инвесторов осознают масштабы проблемы. Рядовые трейдеры питаются слухами, порой скупая акции находящихся на грани банкротства компаний, а инсайдеры и госчиновники манипулируют ценами или привлекают государственные СМИ для того, чтобы изменить настроения на рынке в нужную для себя сторону.
Реформы под вопросом Правительство заявляет о желании решить некоторые из этих проблем, и это желание особенно усилилось в свете переговоров о вступлении Китая во Всемирную торговую организацию. Иностранные инвесторы тоже страдают от сложившейся ситуации, хотя и в гораздо меньшей степени, поскольку акции большинства находящихся под госконтролем компаний обращаются только в Китае и доступны для торговли только китайским гражданам. Новый глава регулирующего биржевую деятельность ведомства Чжоу Сяочуань старается ввести более жесткие требования к бухгалтерскому учету и раскрытию информации о деятельности компаний, а также создать торговую площадку для эффективных частных компаний.
Однако борьба за реализацию подобных реформ грозит обернуться настоящей битвой. По оценкам аналитиков, около 20% включенных в листинг компаний нерентабельны и число таких нерентабельных компаний растет в связи с обострением конкуренции и усилением проблем у госпредприятий из-за плохого управления. Это означает, что реформы могут поставить под угрозу сотни первичных эмиссий, которые правительство надеется провести, чтобы помочь госкомпаниям привлечь капитал в условиях технического банкротства банковской системы и роста бюджетного дефицита. По данным Энди Се, экономиста гонконгского отделения Morgan Stanley Dean Witter, в течение 10 лет правительство намерено продать государственные активы на сумму более $500 млрд. Поэтому оно не может позволить энтузиазму инвесторов угаснуть, что произойдет, если появится больше реальной информации о состоянии дел в компаниях. (WSJ)