Окончание войны


В июле российское правительство приняло амбициозную экономическую программу, предполагающую проведение необходимых структурных реформ, способных лечь в основу устойчивого экономического роста развития открытого демократического общества. Способность провести эти реформы во многом зависит от решения проблемы долга, унаследованного Россией от СССР.

В 1991 - 1992 гг. по настоянию "большой семерки" Россия согласилась взять на себя обязательства по внешнему долгу СССР. Россия пошла на это, несмотря на то что находилась в состоянии тяжелейшего экономического спада и охватывала лишь около 61% населения и активов бывшего СССР.

На этой неделе Россия предложила частным кредиторам, входящим в Лондонский клуб, новые российские еврооблигации в обмен на прежние долговые обязательства на сумму $31,8 млрд. Этот добровольный обмен облегчит долговое бремя, сократив номинальную сумму задолженности Лондонскому клубу в среднем на 36,5%, и послужит образцом для реструктуризации остальной части внешнего долга советских времен.

Россия также несет ответственность и за долг государствам-кредиторам, членам Парижского клуба, на сумму $38 млрд. В ходе встречи руководителей государств "большой восьмерки", которая пройдет в ближайшие выходные на Окинаве, суверенные кредиторы России смогут рассмотреть возможность облегчения долгового бремени по той модели, о которой России удалось договориться с Лондонским клубом.

В качестве условия реструктуризации долга члены Парижского клуба, как правило, требуют, чтобы государство-должник добивалось аналогичных условий реструктуризации и от других кредиторов. Это делается для того, чтобы средства, полученные благодаря уступкам первого кредитора, не были пущены на финансирование долговых обязательств перед другими кредиторами. Очевидно, что это правило должно применяться вне зависимости от того, кто первым предоставил долговые послабления. Если бы соглашение о реструктуризации было заключено сначала с Парижским клубом, его представители были бы вправе ожидать аналогичной реструктуризации долгов и Лондонскому клубу. В противном случае один клуб мог бы "поживиться" за счет другого.

В свете недавней инициативы "семерки", направленной на расширение роли частного сектора в мировой финансовой архитектуре, очень важно, что если частный сектор первым идет на реструктуризацию долга, то суверенные кредиторы должны взять на себя часть нагрузки с помощью аналогичной долговой политики.

Современная неформальная система долговых соглашений сохранит жизнеспособность, только если все кредиторы будут выдвигать сопоставимые условия.

Заключение двух аналогичных соглашений о реструктуризации долга в целом как подход принимается. Однако некоторые специалисты говорят, что именно по отношению к России Парижский клуб не должен применять это правило, поскольку Россия не нуждается в реструктуризации долга, а даже если нуждается, то вряд ли направит высвободившиеся в результате реструктуризации средства на поддержку реформ. Хотя состояние российской экономики значительно улучшилось с августа 1998 г., большая часть положительных изменений является результатом единичных благоприятных факторов.

Основной задачей России сегодня является проведение широкомасштабных структурных реформ, которые обеспечат рост экономики в долгосрочной перспективе и стабильность на макроэкономическом уровне. Преобразование российской экономики будет дорогостоящим и, к сожалению, на долгий срок сильно стеснит Россию в расходовании собственных ресурсов.

Существует два примера щедрой поддержки Западом структурных экономических реформ. После Второй мировой войны США по плану Маршалла предоставили на восстановление экономики Европы $88 млрд (в пересчете на нынешние цены). Сегодня очевидно, что план Маршалла помог не только тем странам, которые получили помощь, но также напрямую способствовал экономической и политической стабилизации в Западной Европе в последующие десятилетия.

Примером того, насколько велики издержки перехода к рыночным отношениям в бывших социалистических странах, может служить процесс объединения Германии. Последние 10 лет федеральное правительство Германии ежегодно переводило в восточные земли более $70 млрд. Эти затраты начали оправдывать себя, подтверждая тот факт, что реформы экономики в бывших соцстранах требуют значительных и долгосрочных капиталовложений.

Этот исторический опыт говорит о том, что без реструктуризации долга Парижскому клубу России будет очень трудно преуспеть в экономических реформах или по крайней мере провести их быстро. Также очевидно, что практикуемая Парижским клубом реструктуризация "потоками", когда по условиям соглашения с МВФ просроченные очередные обязательства по долгу капитализируются и со временем оплачиваются, приводит лишь к постоянному росту объема долга. Этот разросшийся долг в конце концов тоже станет предметом обсуждения в Парижском клубе и ограничит возможности России проводить долгосрочные структурные реформы.

В ответ на обвинения в том, что Россия не направит высвободившиеся в результате реструктуризации средства на поддержку реформ, я готов признать, что у России с этим были определенные проблемы. В качестве указания на то, что нынешнее правительство привержено экономическим реформам, я могу подтвердить, что Россия готова пойти на соблюдение взаимоприемлемых условий, соответствующих соглашениям об облегчении долгового бремени, которые удастся заключить с Парижским клубом.

Наконец, есть мнение, что реструктуризация российского долга Парижскому клубу поставит Россию в категорию стран, которые находятся под постоянной опекой международного сообщества. Однако задачи, стоящие перед Россией сегодня, очень похожи на те, что стояли перед Западной Европой в 1947 г. и перед Восточной Германией в 1990 г. После распада СССР Россия перенесла тяжелейший экономический шок. В настоящее время осуществляется переход от административно-командной экономики к рыночной. Правительство привержено реформам и утверждению демократических принципов управления, а россияне стремятся к тому, чтобы их относили к числу великих мировых наций.

Россия взяла на себя долги бывшего СССР и простила значительную часть оставшихся с советских времен долгов другим странам. Парижскому клубу пора поставит финансовую точку в "холодной войне", согласившись на реструктуризацию российского долга по схеме, которая была согласована с Лондонским клубом. Сделать Россию процветающей и демократической - в наших общих интересах.

Михаил Касьянов, премьер-министр России (Текст является переводом статьи, опубликованной в Financial Times 20. 07. 2000.)