Небо Лондона пользуется спросом
ЛОНДОН - Правительство Великобритании первым в мире решилось приватизировать национальную службу авиадиспетчеров. Заявки на покупку государственной компании National Air Traffic Services поступили от девяти претендентов. Правительство считает, что приватизация компании поможет ей привлечь дополнительный капитал и обеспечит большую независимость, но противники этого шага опасаются, что частные предприниматели будут оптимизировать работу предприятия за счет безопасности.
Британское Министерство охраны окружающей среды, транспорта и регионов намерено продать 46% акций компании частному оператору или консорциуму. Служащие компании получат долю в 5%, а 49% акций останутся у правительства. Министерство планирует завершить передачу собственности к следующей весне.
Заинтересованность в приватизации выразили британский аэрокосмический гигант BAE Systems, американские компании Boeing, Lockheed Martin и Raytheon, французская корпорация Thomson-CSF, британский концерн Sirco и две финансовые группы. Девятый участник - консорциум, объединяющий британские авиакомпании British Airways, Virgin Atlantic, British Midland и easyJet, который участвует в конкурсе совместно с фирмами British Telecommunications и Irish Aviation Authority.
Правительство и консультирующий его банк Credit Suisse First Boston должны провести предварительное ранжирование претендентов к концу месяца, после чего наиболее вероятным кандидатам будут предоставлены дополнительные сведения о компании. В сентябре отобранные кандидаты должны будут подать предварительные заявки, а список финалистов станет известен в конце октября. Сотрудники министерства уверены, что процедуру удастся завершить в срок, хотя некоторые представители правящей лейбористской партии возражают против ряда пунктов плана и могут задержать его выполнение.
Приватизация услуг по управлению воздушным сообщением - горячо дискутируемый на Западе вопрос. Если с возможностью приватизации аэропортов большинство развитых государств уже смирились, то авиадиспетчерские услуги остаются во многом нерешенным вопросом.
В течение последних 20 лет реструктуризацию управлений по диспетчерским услугам в той или иной форме провели уже 15 государств, в том числе Швейцария, Германия, Британия и Канада. Как правило, это делается в форме передачи управления диспетчерскими услугами некоммерческим корпорациям, которые финансируются за счет пользователей - авиакомпаний, владельцев частных самолетов и самого государства.
Великобритания, которая за годы правления консерваторов приватизировала практически все крупные отрасли народного хозяйства (и заработала на этом $64 млрд, т. е. почти 10% средств, полученных во всем мире от приватизационных программ с 1990.), первой решилась перевести услуги авиадиспетчеров на чисто коммерческую основу. Это обстоятельство и вызывает бурю протестов - как со стороны авиадиспетчеров, опасающихся потерять работу, так и со стороны потребителей. Однако опыт других стран показывает, что коммерциализация не приводит к увеличению числа авиакатастроф.
Британские власти предполагают, что приватизированная компания будет действовать на коммерческой основе, а для надзора за системой управления планируется создать специальный государственный орган. Разделение функций управления и надзора, как убеждены чиновники министерства, повышает надежность системы.
"Результатом вывода услуг по управлению воздушным сообщением из-под опеки государства является повышение эффективности работы диспетчерских служб: становится меньше задержек", - говорит Роберт Пул, директор Центра исследований транспорта при Институте государственной политики в Лос-Анджелесе. Это происходит благодаря тому, что модернизация оборудования проводится более оперативно, а это, по мнению эксперта, ведет и к повышению уровня безопасности.
Однако авиадиспетчерские услуги один из редких примеров естественной монополии, расставаться с которой полностью государство не должно, считает Пул.
Любой избыток выручки должен реинвестироваться в предприятие либо использоваться для снижения тарифов на услуги.
Так что в идеале услуги таких полуприватизированных диспетчеров могут быть дешевле государственных. Все нужды потребителей учитываются напрямую, поэтому они могут надеяться на получение услуг того уровня, на который рассчитывают. (WSJ)