Медным _тазом.com
Что делать, если интернеткомпания, в которой вы работаете, терпит крах? Зайти на один из новых web-сайтов, ведущих летопись интернет-крахов, или создать свой ресурс.
На этих сайтах можно по крайней мере поупражняться в злословии по адресу горе-работодателей.
"Спасибо руководству компании Somerfield за щедрое выходное пособие и за всю благодарность, которой мы удостоились за наш тяжкий труд", - пишут бывшие сотрудники компании 24-7, службы для торговли продуктами через Интернет, созданной британской сетью супермаркетов Somerfield. Это одно из самых типичных высказываний, но и одно из самых вежливых - рядом много непечатных.
Наиболее популярный ресурс такого рода - f***edcompany.com ("долбанная компания"). Название представляет собой непечатную пародию на Fast Company - известный в США журнал, посвященный "новой экономике". Сайт f***edcompany.com полон отчетами о провалах интернет-проектов, а тексты написаны в грубоватых, зачастую на грани дозволенного, выражениях. Завсегдатаям здесь предлагается перечислить пять проектов, которые, по их мнению, наиболее близки к краху, а за правильные предсказания начисляются баллы.
Создатели "мазохистских" интернет-проектов изощряются в издевательствах над собственным энтузиазмом годичной давности.
В названиях обыгрываются выражения типа "лопнувший дот-ком", "дот-ком накрылся", "E-труп" и пр.
(dotcomfailure.com, itsallover.com, dotcorpse.com). Есть проекты и более конструктивного содержания - они посвящены распродажам имущества разорившихся проектов (например, bid4assets.com).
Существуют и кибер-кладбища. Они состоят из надгробных камней, где указывается дата рождения проекта, темпы прожигания венчурного капитала и дата безвременной кончины. Появились и неологизмы. Например, "зомби" - это компании, у которых уже нет надежд на новые кредиты и которым остается жить ровно столько, на сколько хватит венчурных средств.
Вся эта доморощенная индустрия - отражение настроений, воцарившихся в мире электронного бизнеса после того, как виртуальная реальность наконец столкнулась с невиртуальной. И несмотря на то что говорить о крахе интернет-предпринимательства все-таки рано и даже неверно, поводов для черного юмора в среде участников этого рынка становится все больше.
На сайты можно, к примеру, присылать сведения о самых странных и обреченных проектах.
Авторы сайта dotcomfailures.com призывают посетителей "бить лежачих, чтобы не встали", приводя длинные списки ссылок на статьи об отложенных первичных размещениях акций, увольнениях и обесценивании акций интернет-компаний. Имеется специальный раздел, зарегистрировавшись в котором, пользователь сможет получить извещение по электронной почте, в случае если компания, на которую он "поставил", попадет в черный список. Еще один раздел пародирует услуги, оказываемые различными сайтами; например, предлагается калькулятор для расчета убытков от участия в том или ином проекте.
Есть, впрочем, и серьезные разделы для обмена опытом и помощи пострадавшим от краха.
Может быть, под такие проекты можно найти деньги и начать все снова? Уже появляются энтузиасты, желающие зарабатывать деньги на кибер-склепах и пытающиеся найти инвестиции для своих проектов.
Однако пока они не превратились в серьезный бизнес, а в финансовом плане они живут не лучше тех, кого высмеивают. (FT, 7. 07. 2000)