Какие изменения возможны в правительственном проекте бюджета-2001?
Здесь, на мой взгляд, возможны два сценария развития событий. Новая налоговая реформа ухудшает положение регионов-доноров за счет перераспределения налогов в сторону реципиентов. А так как реципиентов больше, чем доноров, Минфин прогнозирует, что бедные регионы будут "за" и бюджет через Совет Федерации пройдет легко. Но есть второй вариант: в случае неблагоприятного развития событий, связанных с административной реформой, если не удастся договориться разумно по президентским законам, можно предполагать, что Дума преодолеет вето и отношения обострятся. Тогда можно предположить, что Совфед постарается отыграться на налоговых реформах и на бюджете, постарается их тормознуть. Хотя я полагаю, что это несерьезно - ведь в этом случае Совфед к февралю уже будет распущен и новый состав безболезненно утвердит бюджет. А с точки зрения здравого смыла то, что предлагает правительство, мы ждали давно.
Конечно, какие-то косметические операции по бюджету нужны. И, кстати, в Думе некоторые поправки, необходимые регионам, уже проходят. Так что мне скорее кажется, что с бюджетом в этом году будет все в порядке.
Вячеслав Позгалев
Я думаю, что, во-первых, правительство будет еще возвращать нас к налоговым законам и будет стараться, чтобы их приняли в той редакции, которая больше его устраивает (особенно это касается акцизов). Но, как мне кажется, бюджет на 2001 г. имеет все шансы на прохождение в Госдуме. Правда, здесь, естественно, возникнут некоторые потери, издержки, которые всегда неизбежны, и бюджет, возможно, будет ухудшен от различного рода лоббистских поползновений.
Тем не менее оснований для беспокойства за бюджетный процесс нет, и полагаю, что бюджет будет принят Думой вовремя и в целом - в устраивающей правительство редакции. А в Совете Федерации могут быть, конечно, проблемы и экономического, и политического свойства.
Виктор Похмелкин
Я думаю, что бюджет на 2001 г. будет проходить сложно, как никогда.
И через Госдуму, и через Совет Федерации. Потому что концентрация ресурсов в центре - это вещь всегда болезненная для регионов. И так как в Совете Федерации 100% представляющих регионы, а в Госдуме, можно считать, что большинство, то принять пропорцию, которую предполагает внести правительство по распределению налогов, будет очень трудно. Но депутаты - народ творческий, и очень быстро наша позиция перетекает из принципиальной в понимающую.
Валерий Зубов
Все будет определяться тем, сможет президент договориться с губернаторами или не сможет. Если не сможет, то Совет Федерации будет накладывать вето на все, что исходит от президента, из контролируемой им Госдумы. И неважно, будет это делаться в грубой форме или будет "замотано" в согласительной комиссии. А если налоговые корректировки, которые получатся в результате стихийных столкновений в Госдуме и Совете Федерации, будут довольно существенными, то может случиться так, что президенту вообще придется накладывать вето на законы, которые были подготовлены его собственным правительством.
Скажем, правительством было решено отменить налоги с оборота, но это должно было компенсироваться 5% -ным повышением налога на прибыль и шестикратным повышением акцизов на бензин. Последние повысили всего в 3,5 раза, т. е. доходная часть бюджета на 2001 г. уже напряжена. Еще несколько таких неудач, и придется брать назад заявленный отказ от налогов с оборота.
Кроме того, серьезное минное поле это межбюджетные отношения.
В этом году с ними творится какойто кошмар. И есть основания полагать, что на следующий год расчеты там также будут содержать большие погрешности. А для политических придирок все эти экономические неточности дают широчайшие возможности. Таким образом, в бюджете на 2001 г. будет много подводных камней. Поэтому все будет зависеть от политической договоренности.
Михаил Делягин
Я думаю, что проблемы с бюджетом на 2001 г. действительно уже можно ожидать. Меня, например, пока очень беспокоят сроки - потому что проект бюджета должен быть готов к концу августа, чтобы в сентябре Государственная дума могла начать его обсуждать. И политическая ситуация, которая сложилась с новыми президентскими законами об усилении вертикали власти, возможно, приведет к тому, что бюджет станет объектом для политического торга. То есть губернаторы, учитывая свои возможности влияния на бюджет 2001 г., будут настаивать на политических уступках.
И превращение бюджета в разменную монету, безусловно, очень негативно. Если не будет бюджета, это опять поставит под вопрос жесткость бюджетной политики и перспективы налоговых реформ. Ключевой спорный вопрос - это, конечно, перераспределение доходов от регионов к центру. Это заложено в самой налоговой реформе. И губернаторы могут довольно-таки резко против этого выступить.