Закат империи Hyundai


СЕУЛ - В самом конце ХХ в.

Сеул стал местом действия драмы, вполне достойной пера Шекспира, создавшего в ХVII в. своего "Короля Лира".

Из королевских покоев действие трагедии переместилось в штаб-квартиру одного из корейских чеболей (крупных промышленных конгломератов) - группы Hyundai.

Основатель компании Чон Чжу Ён в глазах многих корейцев был и остается крупнейшим корейским предпринимателем. Однако его позиции могут серьезно пошатнуться в результате громкого скандала, разгоревшегося в его семье.

В результате борьбы за власть, которую ведут между собой двое из шести сыновей Чона, положение Hyundai на рынке сильно пострадало, а курс акций всех компаний группы резко понизился.

Теперь всякий финансовый кризис, который может разразиться в изнемогающей под бременем долгов Hyundai, несет потенциальную угрозу для всей экономики Южной Кореи, поскольку группа является ведущим производителем основных экспортных товаров - полупроводников, автомобилей и морских судов.

Чон мог бы легко примирить сыновей, разделив между ними свою империю и продав часть бизнеса, чтобы расплатиться с долгами. Однако не тут-то было! 84-летний основатель Hyundai, который сейчас не может даже передвигаться без посторонней помощи, отказывается проводить какие бы то ни было преобразования.

Когда-то упрямство Чона принесло корпорации успех и славу, сделало ее гордостью Южной Кореи. Теперь оно же может сослужить Hyundai плохую службу. За всю свою долгую жизнь Чон привык поступать только так, как считает нужным. Именно Чон сыграл ведущую роль в том, чтобы отсталая аграрная страна, какой была Корея времен его молодости, превратилась в сильное государство со стремительно развивающейся промышленностью и экономикой.

Подобно американским миллионерам, Чону пришлось выслушать немало оскорбительных замечаний и намеков по поводу якобы неправедно нажитого богатства и авторитарных методов руководства компанией. Обладатель крупнейшего состояния в Корее, Чон ввел в Hyundai железную дисциплину и безжалостно расправлялся с теми, кто осмеливался поднять голос против мизерного жалования или тяжелых условий работы.

Порой складывалось впечатление, что Чон стремится не только выйти в лидеры национального рынка, но и взять под свое крыло весь политический истеблишмент и, более того, стать ключевой фигурой в налаживании отношений с Северной Кореей. Именно благодаря его имперским амбициям Южную Корею не то в шутку, не то всерьез стали называть "Республикой Hyundai".

В 1992 г. Чон участвовал в президентской гонке, но потерпел поражение, после чего на следующих выборах выставил кандидатуру своего сына. Покинув политическую арену, Чон первым стал завязывать и развивать деловые контакты с Северной Кореей, что сейчас может весьма и весьма пригодиться Hyundai, получившей возможность сыграть ведущую роль в восстановлении отсталой экономики коммунистического соседа.

Впрочем, делал он это в присущей ему своеобразной манере. Установлению контактов, направленных на формирование хоть каких-то отношений между Севером и Югом, способствовала объявленная Ким Дэ Чжуном "политика солнечного света". Чон стал неформальным посланником южан. В июне 1998 г. ему удалось договориться о том, чтобы перегнать через ощетинившуюся всевозможными оборонительными сооружениями границу с КНДР стадо из 1001 коровы, которое он и преподнес в качестве дара северным соседям.

Вся жизнь Чона тесно связана с жизнью его страны, восставшей из нищеты и разрухи. Чон один из самых популярных бизнесменов в Корее. Подобно миллионам своих сверстников, он начинал дело, не имея за плечами ничего, кроме трех классов начальной школы.

Чон родился в 1915 г. в семье бедного корейского крестьянина.

Место, где он родился, находится на территории нынешней Северной Кореи. Подростком он уехал в Сеул, где основал мастерскую по ремонту автомобилей и назвал ее Hyundai, что в переводе с корейского означает "современный".

Во многом благодаря хорошим отношениям с американскими военными, которые часто подбрасывали ему фантастически выгодные контракты, Чону удалось расширить дело. Со временем его компания стала выигрывать тендеры на участие в важнейших проектах по созданию инфраструктуры корейской экономики, а в 70-е - опять-таки благодаря тесным связям с военным диктаторским режимом - Hyundai стала крупнейшим предприятием в области кораблестроения и производства автомобилей.

Свою империю Чон держал в ежовых рукавицах. Говорят, что он мог швырнуть в провинившегося пепельницей или, еще того хуже, наградить нерадивого сотрудника оплеухой. Корпоративная культура Hyundai и по сей день остается самой консервативной среди корейских чеболей: жесткая иерархическая система руководства пронизывает всю компанию и находится под неусыпным контролем со стороны семейства Чон.

"Вся система руководства Hyundai основана на строгом соблюдении принципов, установленных еще самим Конфуцием! " считает профессор финансов Корейского университета Чжан Ха Сунь. Конфуций же, как известно, утверждал, что власть священна и дарована небом, что исключает, таким образом, возможность всякой критики и недовольства.

Под ударами разразившегося в 1997 г. азиатского кризиса империя Hyundai пошатнулась.

Вняв настойчивым советам специалистов из Международного валютного фонда, Южная Корея решилась-таки открыть свой рынок для иностранных компаний.

Вновь избранный президент Ким Дэ Чжун клялся, что сумеет ограничить влияние, которое оказывают на ход экономического развития Южной Кореи могущественные чеболи.

В отличие от своих основных конкурентов, групп Samsung и LG, в Hyundai с реформами не торопились. Вместо этого Чон занялся расширением компании за счет приобретения новых предприятий, в том числе Kia Motors и LG Semicon, призванных укрепить подразделения Hyundai по производству автомобилей и полупроводников внутри страны.

В результате расширения производства у Hyundai возникли крупные финансовые сложности.

Международное консалтинговое агентство, работающее в Южной Корее, недавно высказало предположение, что сейчас Hyundai даже не в состоянии выплатить все проценты по накопившемуся у нее долгу размером $35 млрд.

Как это часто бывает (и даже описано самим Шекспиром), против одряхлевшего отца восстали дети. Точнее, один из них старший сын Чона Чон Мунь Ку.

На протяжении долгих лет злосчастный Мунь Ку, которому сейчас уже 61 год, прозябал на второстепенных должностях, в то время как его младший (ему 51 год) брат по имени Мунь Хун, обласканный отцом, быстро занял место в руководстве Hyundai.

Сначала Чон собирался договориться с сыном полюбовно и в 1998 г. назначил Мунь Ку на пост руководителя Hyundai Motor. И все было бы хорошо, если бы не обычная человеческая жадность, которая заставила вечно обиженного Мунь Ку опять рваться к власти. На сей раз ему пришло в голову попытаться отнять у младшего брата руководство финансовыми подразделениями группы.

Теперь основатель компании встал на сторону любимого сына и приказал Мунь Ку уйти в отставку с поста генерального директора Hyundai Motor. Тот требованию отца не подчинился.

Тогда Чон-старший решил проучить зарвавшегося отпрыска и заявил, что блокирует предполагавшееся выделение из группы автомобильного бизнеса, в котором ему принадлежит 9,1%. В начале прошлой недели он заключил стратегическое соглашение с DaimlerChrysler.

Скандал в почтенном семействе усугубил подозрения инвесторов, что, руководя компанией, семья Чон действует не столько в интересах акционеров, сколько в своих собственных. В результате произошел обвал курса акций Hyundai.

Пожалуй, теперь уже не удивительно, что единственное место, где в последнее время дела Hyundai идут более или менее успешно, - это Северная Корея, где бизнес делается теми же методами, какие использовались в Южной Корее несколькими десятилетиями раньше.

На прошлой неделе Hyundai с торжеством объявила, что получила разрешение на постройку заводов в Северной Корее и создание агентств, которые будут продавать туристические туры по Южной Корее своим северным соседям. Впрочем, эти проекты еще несколько лет не будут приносить дохода.

Все верно: когда-то Hyundai на самом деле могла служить отличной рекламой капитализма, развивающегося под неусыпным контролем со стороны государства. Благодаря этой модели Южная Корея стала образцом для всего развивающегося мира.

Однако теперь компания, название которой означает "современная", выглядит безнадежно старомодной на молодеющем мировом рынке. (FT)