Француз, испанец и британец


Француз - внешне отдаленно напоминающий Наполеона, выпускник одной из престижнейших бизнес-школ. Британец - костюм в полоску, сдержанный юмор и страстное увлечение крикетом.

Темпераментный испанец - любовь к латиноамериканским ритмам и теплой звездной ночи. Все эти люди - европейские предприниматели, чьи имена вот уже несколько месяцев не сходят со страниц деловой печати.

На мировой рынок выходит новое поколение руководителей компаний с новым видением экономических проблем и перспектив развития. Жан-Мари Месье, Крис Джент и Хуан Вильялонга все они в определенный момент сумели вырваться за пределы национальных рынков на просторы глобального бизнеса и выйти в лидеры мировой экономики благодаря приобретению крупных американских компаний.

Такого наплыва покупателей из Европы на американском рынке не было с конца 80-х гг. В то время такие компании, как Hanson, Lafarge и Tomkins, рыскали по Америке в поисках компаний, чей потенциал остался скрытым от глаз соотечественников.

Недавняя волна европейских приобретений на американском рынке не менее масштабна - правда, несколько в ином роде. Вместо того чтобы заниматься поисками компаний, недооцененных соотечественниками, европейские бизнес-лидеры нового поколения готовы платить немалые деньги за медиа-корпорации или компании, работающие в сфере коммуникаций.

Последней сенсацией стало сообщение о сделке, которую провела возглавляемая Месье французская компания Vivendi, известная ранее под названием Generale des Eaux. Месье купил канадскую компанию Seagram, слил воедино все медиа-активы, принадлежавшие канадцам, и объединил их со своей телекомпанией Canal Plus, заплатив за всю комбинацию $34 млрд.

Впрочем, громкая известность бывает чревата массой осложнений. Не успев прославиться, предприимчивые европейцы попали под град критики и всевозможных нападок. Не далее чем на прошлой неделе Месье уже пришлось отбиваться от многочисленных недругов, утверждавших, что он переплатил и не сумеет контролировать новорожденную компанию, появившуюся на свет в результате сделки с Seagram.

Не удалось избежать критики и Дженту. Его ругали за полученные им $15 млн в виде акций и наличных, которыми премировал Джента совет директоров Vodafone AirTouch за удачно проведенную сделку поглощения германского концерна Mannesmann.

Но больше всех досталось, пожалуй, Хуану Вильялонге. Как только выяснилось, что правоохранительные органы заинтересовались сделкой по продаже опционов, которую он провел в 1998 г., акции возглавляемой им испанской телекоммуникационной группы Telefоnica стремительно упали.

Все эти разговоры свидетельствуют об одном неоспоримом факте: в сознании инвесторов каждый из упомянутых руководителей стал прочно ассоциироваться с возглавляемой им компанией. Падение акций Telefоnica свидетельствует о том, что инвесторы компании неразрывно связывают успех Telefоnica с личностью Вильялонги. То же можно сказать и о Дженте, и о Месье. Впрочем, несмотря на некоторое сходство в манере вести дела, в жизни эти трое совершенно не похожи друг на друга. 43-летний Месье - бывший сотрудник Министерства финансов Франции, окончивший одно из самых престижных учебных заведений - Ecolе Nationale d'Administration. Месье обладает поистине уникальным даром точно просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Именно благодаря его стратегическим талантам Vivendi сумела выйти на глобальный рынок не только в качестве медиа-компании, но также в индустрии водоснабжения.

Впервые Месье продемонстрировал свой размах в начале 1999 г., когда согласился купить крупнейшее в США частное предприятие по водоснабжению - компанию US Filter за $6,2 млрд наличными. Эта покупка стала четвертым крупным приобретением компании в Северной Америке меньше чем за полгода. Теперь стараниями своего руководителя Vivendi прочно занимает место безусловного лидера на мировом рынке водоснабжения. Пальму первенства она делит разве что со своими соотечественниками из Suez Lyonnaise des Eaux компании, предоставляющей широкий спектр коммунальных услуг.

Судя по тому, что творилось на прошлой неделе, Месье, этот вундеркинд французского бизнеса, старается извлечь максимум удовольствия из своего нынешнего положения. В минувший понедельник он провел вечер в приятном окружении слона, пяти верблюдов, четырех питонов, гиены и прочих тварей. Так он отмечал запуск Vizzavi - интернет-портала, созданного Vivendi совместно с Vodafone AirTouch.

На следующий день после прессконференции с генеральным директором Seagram Эдгаром Бронфманоммладшим, которая проводилась в Париже, Месье сел на "Конкорд", перелетел через Атлантику, приземлился в Нью-Йорке, провел там восемь часов, встречаясь с аналитиками, журналистами и фондовыми менеджерами, а затем опять сел на самолет и вернулся в Лондон.

Крис Джент, генеральный директор крупнейшей в мире компании - оператора беспроводной связи, - личность совершенно иного свойства. Ему 51 год, он обладает тонким чувством юмора и весьма сдержан. Огромной компанией Джент руководит из тихого британского городка под названием Ньюбери. Его отличительная черта - страсть к крикету. С неизменным постоянством он появляется на всех крупных матчах и даже сопровождает британскую сборную в ее зимнем турне.

Впрочем, и в этом он похож на Месье, Джент обладает незаурядным талантом стратега, что стало совершенно очевидно в свете последних событий. В прошлом году ему удалось в последний момент вырвать американскую компанию AirTouch из цепких объятий Bell Atlantic, заплатив $62 млрд, а затем блестяще провести слияние с германской корпорацией Mannesmann, осуществив сделку стоимостью $175 млрд.

Хуан Вильялонга - неизменный герой светской хроники в испанских газетах во многом благодаря своему южному темпераменту и роману с мексиканской королевой красоты Адрианой Абаскаль. Впрочем, после того как Вильялонга купил известный интернетпортал Lycos, его портрет стал привычным украшением американских бизнес-журналов.

Ворвавшись на американский рынок, на котором потерпели фиаско многие европейские предприниматели, эти трое сразу стали объектом пристального внимания.

Первый вопрос, который возник у наблюдателей, - а не переплатили ли Джент, Месье и Вильялонга за свои приобретения? Второй - сумеют ли француз и испанец сохранить контроль над деятельностью приобретенных ими американских подразделений? Беда в том, что американские менеджеры, особенно в Голливуде, славятся своим полным пренебрежением к заморским покупателям.

Две недели назад, когда прошло сообщение о переговорах между Месье и Бронфманом-младшим, курс акций Vivendi понизился на 20%. Это случилось из-за неприятия сделки инвесторами. Проблема в том, что Бронфман уже несколько месяцев пытался продать бизнес американским медиа-магнатам, в том числе и Руперту Мердоку. Однако из всех претендентов только французская Vivendi (читай Месье) согласилась заплатить цену на 46% выше рыночной.

Вильялонга, по мнению многих инвесторов, тоже промахнулся, выложив за Lycos сумму, на 80% превышающую ее рыночную стоимость.

Что касается второго вопроса, то Месье в полном соответствии с французской дипломатической традицией заверил голливудский истеблишмент, что ни в коем случае не претендует на роль босса киностудии в Голливуде.

"Мы не собираемся привезти сюда толпу французов, чтобы они учили вас работать, - сказал он. - Американскими киностудиями должны управлять профессионалы, досконально изучившие свое дело".

Заявление Месье разрядило обстановку и несколько успокоило тех, кто еще не забыл недоброй памяти Джанкарло Паретти, итальянского инвестора, который при поддержке французского банка Credit Lyonnais купил в начале 90-х гг. студию Metro-GoldwynMayer. Деятельность этого предпринимателя имела катастрофические последствия как для для банка, так и для студии.

Впрочем, некоторым европейцам вполне удается удержать бразды правления вновь обретенными американскими компаниями в своих руках. Взять хотя бы историю немца Юргена Шремпа, председателя правления DaimlerChrysler - новой компании, образовавшейся в результате слияния немецкой Daimler Benz и американской Chrysler. Эта сделка, фактически явившаяся поглощением американской компании, обошлась немцам в $130 млрд.

Если верить двум американским журналистам, авторам книги о европейцах, которые не сумели закрепиться в Америке, руководители Chrysler очень скоро решили, что Шремп наивный европейский бизнесмен, имевший неосторожность выйти на американский рынок. Шремп решил выждать.

С его молчаливого согласия "задвинули" Боба Итона, бывшего председателя Chrysler, ставшего в новой компании сопредседателем правления. Затем вынужден был покинуть компанию второй человек в Chrysler, Томас Столкемп, а потом и Итону пришлось уйти со своего поста раньше, чем это было запланировано.

Теперь, после того как г-да Джент, Месье и Вильялонга в полный голос заявили о своих глобальных намерениях, им осталось всего лишь доказать, что они обладают всеми необходимыми качествами, чтобы принять участие - и, кто знает, может быть, даже стать призерами - в розыгрыше кубка мира среди корпораций. (FT)