Пираты против повременки
Еще недавно казалось, что введение повременного учета стоимости местных телефонных разговоров - дело решенное.
Генеральный директор "Связьинвеста" Валерий Яшин сделал соответствующее официальное заявление несколько недель назад. Но Министерство по антимонопольной политике, всегда противостоявшее телефонным операторам в этом вопросе, нашло новый аргумент против повременки. Ее нельзя вводить из-за телефонных пиратов.
"Незащищенность телефонных сетей от несанкционированных подключений в условиях подготовки к введению повременной системы оплаты местной телефонной связи" - так звучала тема заседания экспертно-консультационного совета, которое провело на этой неделе управление МАП РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ТУ МАП). Петербуржцы заволновались раньше других не случайно: ОАО "Петербургская телефонная сеть", согласно заявлению ее генерального директора Сергея Солдатенкова, планирует ввести повременку уже в октябре этого года. ТУ МАП опасается, что несанкционированные подключения (подсадки), характерные сейчас для междугородной и международной связи, станут массовым явлением и для местных переговоров. "Наши яйцеголовые мальчики быстро придумают что-нибудь, и абоненты будут получать счета за разговоры, которые не вели", - говорит руководитель ТУ МАП Олег Коломийченко.
По оценке экспертов Международного союза электросвязи (ITU), в мире ежегодные потери телекоммуникационных компаний от мошенничества превышают $13 млрд. А в компании AT&T подсчитали, что только в США абоненты ежегодно обворовываются телефонными мошенниками на $4 млрд в год.
Для того чтобы вести оплачиваемые переговоры с чужих аппаратов, злоумышленники подключаются непосредственно к линии или пользуются "анти-АОНами". Но самый популярный метод, по мнению экспертов Министерства связи, подключение к беспроводным аппаратам. Злоумышленники с помощью сканирующего устройства подбирают частоту и подсаживаются на чужие базовые станции.
По мнению специалистов Минсвязи, особенно удобны для нелегального подключения телефоны, работающие на частоте 900 МГц.
То, что проблема актуальна и для России, подтверждают цифры. По словам директора по работе с клиентами ПТС Игоря Самылина, его компания с начала 2000 г. потратила на оплату претензий по составлению счетов около 26 млн руб.
Московские операторы тоже страдают от телефонных мошенников.
По словам директора филиала "Ростелекома" ММТС-10 (бывшее АО "ММТ") Бориса Зверева, "убытки исчисляются миллионами долларов в год". Причем динамика роста случаев мошенничества просто пугающая. В 1997 г. в АО "ММТ" поступало 1000 жалоб в год, а в 1998 г. - уже 1000 в месяц. По данным Бориса Зверева, с тех пор число пострадавших не снижается.
Неудивительно, что ТУ МАП перед введением повременки требует создания эффективной системы защиты абонентов от несанкционированных подключений. По оценкам ПТС, такие мероприятия могут потребовать $25 - 30 млн. ТУ МАП также настаивает на внесении изменений в правила оказания услуг телефонной связи. Поневоле задумаешься, стоит ли игра свеч.
Однако в МГТС мошенников не боятся. "Система повременного учета стоимости звонков, которая уже установлена в МГТС, но пока не используется, предполагает еще и учет трафика с телефона, - говорит сотрудник пресс-службы МГТС Елена Цеплик. - И можно определить, действительно был звонок или нет. Наша аппаратура изначально рассчитана на это, поскольку убытки из-за несанкционированных подключений лягут на МГТС". В компании считают, что прибыли от повременки перекроют возможные убытки от мошенничества. Коммерческие операторы обратили внимание на защиту абонентов от мошенников еще раньше. "Данная проблема мало касается коммерческих сетей, - говорит технический директор компании Comstar Андрей Летников. К нашим сетям гораздо сложнее подключиться, чем к МГТС. У нас есть услуги для клиентов, подозревающих, что с их телефона кто-то говорит, например "пароль на телефон". Мы раньше государственных операторов начали считать деньги и научились решать проблемы с мошенничеством".