Финны зовут всех в тундру


Мартина Санчез с детьми стояли, сгибаясь под порывами ледяного ветра. Перед ними простиралась замерзшая тундра.

Мартина и дети колотили себя по бокам и пританцовывали на месте, но согреться не удавалось - ветер срывал с них теплые куртки и забрасывал снегом. 20-градусный мороз пробирал до костей. Холод становился невыносимым.

Наконец искатели приключений не выдержали - они открыли металлическую дверь и вступили в теплую влажную атмосферу брюссельского дня. Негостеприимная тундра осталась внутри финского выставочного трейлера под названием "Лапландия", припаркованного у брюссельского Музея естественной истории.

"Я почти ничего не знаю о Лапландии, - говорит Мартина, работавшая когда-то учителем биологии, - и никогда не бывала в тундре. Теперь мы хотя бы представляем себе, что это такое. Инсталляция в трейлере - отличная идея! " "Лапландия" колесит по Европе и дает возможность многочисленным желающим ощутить суровую красоту финской природы. Еще лет 10 назад такое было бы немыслимо. Тогда никто не воспринимал всерьез небольшую северную страну с населением в 5 млн.

Финские туристические агентства занимались тем, что продавали круизы по Балтийскому морю на советских лайнерах. "Тогда мы были не более чем промежуточным звеном между Западом и Востоком", - вспоминает Марина Краузе-Холмстрем, директор по маркетингу туристического агентства Finnish Tourist Board.

Тогда - может быть. Но только не сегодня. Страна пестрит постерами и рекламными плакатами финских туристических агентств.

"В Финляндии есть свое шоу-хау! " - гласит надпись на одном плакате. "Сибелиус, снег и сауна", - написано на другом. Интернет наводнен финскими сайтами.

С каждым месяцем увеличивается объем финской туристической рекламы за границей. В Вашингтоне на одной из станций метро финны устроили световое шоу под названием "Свет приходит с Севера". Унылое бетонное пространство станции озарилось "самым астоящим" северным сиянием, которое смогли увидеть более 500 000 пассажиров. Репортажи о финском световом шоу прошли по всем крупным телеканалам США.

Еще раньше мэрия Хельсинки и несколько финских компаний провели в самом центре Петербурга, прямо перед Эрмитажем, ярмарку под названием Made in Finland.

Устроители ярмарки организовали бесплатную раздачу финского пива и не просчитались: число посетителей превысило 150 000.

"Нам есть что предложить туристам, - говорит Краузе-Холмстрем. - У нас можно кататься на лыжах, когда в Альпах снег давно уже стаял! "Сейчас Марина Краузе-Холмстрем возглавила маркетинговую кампанию стоимостью $6,3 млн, спонсорами которой являются несколько небольших финских отелей, финская авиакомпания Finnair и Finnish Tourist Board.

Затраты, по-видимому, окупятся с лихвой. Только за прошедший год Финляндию посетили 3000 иностранных журналистов, а количество зарубежных туристов по сравнению с 1994 г. выросло более чем в 2,5 раза и составило 1,6 млн.

Расцвет маленькой неприметной страны начался, как это часто бывает, с серьезной проблемы.

С распадом Советского Союза в 1991 г. Финляндия лишилась основного экспортного рынка. Финская экономика переживала глубокий кризис. Предприятия разорялись. К 1993 г. уровень безработицы в стране достиг 18%.

Финнам ничего не оставалось, как переориентировать свою экономику: в значительной степени сократить программы социальной помощи и увеличить количество рабочих мест в сфере высоких технологий. К 1995 г. Финляндия привела свою экономику в порядок и стала членом ЕС.

Четыре года спустя она в числе первых вошла в зону евро. В 1995 г. финские хоккеисты обыграли шведов и завоевали Кубок мира, а финский гонщик Мика Хаккинен победил в "Формуле-1".

И даже Nokia, позиционировавшая себя раньше в качестве европейской компании, теперь гордо говорит, что она - финская.