О чем может договориться Путин на встрече с руководством итальянских концернов ENI и FIAT?


Выбор для проведения встречи с деловыми кругами Италии офиса компании ENI говорит о том, что все обсуждаемые темы будут так или иначе связаны с российско-итальянскими газовыми проектами. Для итальянцев топливный вопрос более чем важен: степень импортозависимости Италии в энергоснабжении - 80%. Кроме того, "турецкий проект" "Газпрома" и ENI сулит большие перспективы обеим сторонам. Вероятно, в ходе переговоров будет поднят вопрос о $200 млн - последней части $1,8-миллиардного кредита, предоставленного России на закупку итальянского оборудования для газовиков. Сумма ничтожна для страны, входящей в десятку крупнейших инвесторов на российском рынке, однако ожидать позитивного решения в данном случае было бы преждевременно. Италия, например, всегда занимала очень жесткую негативную позицию, когда вопрос касался равноправного участия РФ на европейском рынке. Может быть, именно поэтому Италия стала одной из первых стран Европы, которую Путин посетит в качестве президента.

Игорь Лисиненко

Думаю, что переговоры Путина с руководством FIAT и ENI будут носить скорее дипломатический характер.

Главная задача - заверить иностранных партнеров в том, что все договоренности будут соблюдаться и они могут смело инвестировать средства в уже начатые проекты и, возможно, начинать какие-то новые. Речь, безусловно, будет идти о совместном проекте "ГАЗ - FIAT" и созданном СП "Нижегород Моторс", соглашения по которому были подписаны в марте этого года. Насколько я понимаю, здесь все идет нормально. Правда, FIAT инвестирует в проект меньше, чем планировал изначально, но Путин вряд ли может здесь чем-то помочь: бизнесплан уже утвержден. Что же касается концерна ENI, это тоже крупный партнер России (прежде всего "Газпрома") в проекте "Голубой поток". Там тоже сейчас нет необходимости в каком-то вмешательстве для продвижения проекта. В целом можно сказать, что это скорее парадный визит, призванный продемонстрировать то, что стороны остаются верными своим обязательствам.

Юрий Кафиев

Почва для переговоров с ENI очевидна. Ведь эта компания является стратегическим партнером "Газпрома" в проекте "Голубой поток".ENI предоставляла гарантии при получении кредитов для "Голубого потока", а кредиты, в свою очередь, предоставлялись консорциумом итальянских банков.

Поэтому я думаю, что на переговорах просто будут даны екие гарантии того, что в России будут продолжены экономические реформы и будет создаваться благоприятный инвестиционный климат. Сейчас благодаря высоким мировым ценам на нефть российские нефтяные компании активизировали свою инвестиционную политику, они получили возможность разрабатывать новые месторождения, и в связи с этим может прозвучать призыв к ENI и другим инвесторам вкладывать деньги в эту отрасль.

Константин Резников

Тематика переговоров с ENI очевидна, ведь этот концерн является партнером "Газпрома" прежде всего по проекту "Голубой поток". А здесь надо учитывать то, что "Газпрому" принципиально важно завершить и "Голубой поток", и проект "Ямал - Европа" к 2005 г. Потому что потом "Газпрому" понадобятся инвестиции на расширение добычи и разработку новых месторождений. А в отношении "Голубого потока" "Газпрому" необходимо еще первым выйти на рынок Турции и таким образом опередить посягательства Туркменистана. И теперь, когда уже с турецкой стороны неожиданно возникли некоторые противоречия, Путин приложит все силы, чтобы убедить ENI в том, что ситуация находится под контролем, проект будет реализован и российская сторона выполнит все свои обязательства. Переговоры с FIAT относительно инвестиций в российский автопром, на мой взгляд, тоже принципиально важны. Ведь автомобильная промышленность тесно связана со многими другими отраслями - с металлургией, химической промышленностью. И если мы сейчас сможем транслировать эффект роста доходов населения на развитие автомобилестроения, это потянет за собой и смежные отрасли.

Поэтому, безусловно, нужны инвестиции. Переговоры с FIAT, который уже давно примеривается к нашей автопромышленности, могут стимулировать этот процесс.

Валерий Миронов

На переговорах с FIAT Путин, наверное, будет давать какие-то общие гарантии для того, чтобы стимулировать инвестиции в российскую автомобильную промышленность. В частности, это наверняка будет связано с проектом "ГАЗ - FIAT" и созданием СП "Нижегород Моторс", соглашение по которому было подписано как раз в присутствии Путина в марте этого года. Правда, с момента подписания, когда были объявлены базовые параметры соглашения и сроки развертывания производства, никакой дальнейшей информации относительно проекта так и не появилось. Вероятно, сейчас Путин своим визитом и встречей с руководством FIAT может как-то подстегнуть этот процесс. Хотя российская сторона старается не давать иностранным партнерам каких-то особых преференций, все сводится к стандартным гарантиям.

Юлия Жданова