Активизируют ли федеральные власти свои действия в отношении Чечни?


Думаю, нет. Сейчас какое-то время будет продолжаться неудачная пауза в действиях федеральных сил. С одной стороны, активизировать военные действия в Чечне невозможно - с учетом погодных, природных факторов. А с другой стороны, проблема заключается в том, что у нас сейчас нет партнера для диалога и найти его трудно. Но вводить прямое президентское правление в Чечне - тоже не самый целесообразный вариант. Введение прямого президентского правления резко ограничит возможности внутричеченского диалога, потому что ни один из кандидатов на роль руководителя такого диалога не сможет ничего сделать в условиях президентского правления. Пока этого режима нет, можно маневрировать, можно создавать иллюзии каждому из кандидатов, а как только правление введут, чеченские лидеры поймут, что в течение двух-трех лет там делать нечего.

Андрей Федоров

Ситуация ухудшилась с началом партизанской войны. И если будет так продолжаться, то нам, в принципе, надо ждать зимы, когда снова закроются перевалы и сойдет "зеленка". До этого времени надо проводить самую умеренную политику и не делать резких движений ни в ту, ни в другую сторону.

Действия армии нужно сократить сегодня до отдельных точечных операций, этим мы сможем уменьшить потери, сохранить моральный потенциал в обществе и в то же время не усиливать конфронтацию с местным чеченским населением, что сегодня вполне возможно. И за это время надо попробовать выработать действительно серьезную стратегию, которая состояла бы не только из военных компонентов. Пока такой вариант в действиях федеральных сил не просматривается.

На мой взгляд, пытаться проводить какие-то выборы, делать назначения из Москвы, пытаться вводить правление под эгидой президента - это не вариант.

Сергей Казеннов

Партизанская война по определению не может быть выиграна российской армией.

И поэтому российское политическое руководство сейчас вынуждено исходить из следующих предпосылок: боевые действия в Чечне будут продолжаться долго, а прекратить или снизить их накал можно только после того, как начнутся какие-то переговоры. Однако на сегодня неясно, кто может быть стороной в этих переговорах. По крайней мере те, кто сейчас на это претендует, неприемлемы. Видимо, в такой ситуации российскому руководству придется приложить усилия для того, чтобы найти подходящих для переговоров лидеров или, условно говоря, "воспитать" их. Кошман, российские генералы - это, конечно, важно, но нужно создать политические узлы в чеченской среде, опираясь на которые можно вести переговоры. А пока в отношении поведения федеральных властей можно сказать, что центр как будто находится в растерянности.

Борис Шмелев