Насколько реалистичными окажутся основные параметры, заложенные в проектах бюджета на 2001 г. ?


Заложенный в проектах бюджета уровень инфляции в 11% не вызывает никакого протеста. Понятно, что инфляция в 2001 г. будет пониже, чем в 2000 г. И если на мировых нефтяных рынках все будет спокойно, нет оснований беспокоиться по поводу инфляционного пресса. Средний курс рубля на уровне 32 руб. /$тоже представляется вполне реалистичным, и я бы даже смотрела сейчас на более крепкий рубль. По тем калькуляциям, которые предполагает правительство, мне кажется, что размер ВВП в 6800 млрд руб. довольно оптимистичный сценарий.

Многие параметры зависят от того, будут ли мировые цены на нефть оставаться на таком же высоком уровне, как сейчас. Ведь и в следующем году рост ВВП будет возможен прежде всего за счет увеличения чистого экспорта, т. е. за счет составляющей внешней торговли в ВВП.

Наталья Орлова

То, что заложенный в бюджете размер ВВП в 6800 млрд руб. может показаться консервативным вариантом, правильно. Ведь если высокого темпа роста ВВП не будет, а в бюджете будут заложены соответствующие показатели, их все равно нужно будет выполнять. Поэтому лучше действительно взять консервативный прогноз, чем на что-то рассчитывать. Что касается заложенного уровня инфляции в 11%, то, я считаю, это нормальная цифра и вполне реальная. Инфляция определяется в основном денежной политикой, а все остальное - это факторы третьего порядка.

Так что, например, повышение акцизов и рост цен на бензин не могут серьезно повлиять на рост инфляции. Что же касается курса рубля, то будет еще очень неплохо, если мы придем к уровню 32 руб. /$. Но я боюсь того, что ЦБ продолжает вести политику укрепления курса рубля. Если так дальше пойдет, то через год-два мы получим что-то вроде августа 1998 г. Само по себе представление двух вариантов бюджета на 2001 г. вполне логично, ведь нет гарантий, что налоговый пакет примут. А по результатам рассмотрения законов в Думе правительство будет иметь возможность выбрать тот вариант, который будет более соответствовать ситуации.

Андрей Вавилов

Нефть в 2000 - 2001 гг. точно не опустится ниже $20 за баррель. При этом цена на остальные сырьевые товары вырастет на 5%. Это в целом создает для России достаточно комфортные условия в будущем году.

Я думаю, что ориентация на 4% роста ВВП, таким образом, вполне возможна. В то же время мне кажется, что инфляция в 11% - это некоторое пережимание финансовой политики, излишняя жесткость или излишний оптимизм по поводу темпов структурной перестройки экономики. Инфляция, вероятнее всего, будет в районе 12 - 15%. Но в целом я считаю, что если правительство и государство не допустят каких-то серьезных кардинальных ошибок в текущей политике, что маловероятно, то 2001 г. будет вполне благополучным. Так что оптимистический бюджетный прогноз правомерен. Другое дело, что он должен быть дополнен очень продуманными и активными действиями государства.

Михаил Делягин

Заложенный в проектах бюджета на 2001 г. размер ВВП в 6800 млрд руб. предполагает рост на 4%. И это достаточно консервативный вариант. Но, на мой взгляд, так и должен строиться бюджет.

Не для того, чтобы у Минфина было больше гибкости при его исполнении, - просто нельзя рассчитывать на оптимистичные прогнозы. Что касается размера инфляции в 11%, то, судя по сегодняшним цифрам и при том, что цены на нефть останутся на прежнем уровне, реальный уровень инфляции, наверное, будет все-таки побольше. Однако в самом бюджете между тем заложено снижение цен на нефть. Курс 32 руб. /$ это, скорее всего, многовато. По-моему, курс не превысит 30 руб. /$. Но это не страшно: бюджет хорошо сбалансирован и курс скорее технический параметр, на него не стоит обращать основное внимание. Два предложенных сейчас правительству варианта бюджета трудно сравнивать, потому что во втором варианте наряду с налоговой реформой заложены довольно-таки серьезные изменения в межбюджетных отношениях. Там предусматривается перераспределение доходов между региональным и федеральным бюджетом в пользу федерального, уровень доходов которого повысится за счет этого на 1,5% ВВП.

Однако одновременно с этим увеличивается и размер финансовой помощи регионам. Так что во втором варианте, на мой взгляд, предусмотрена более честная система. Вообще, к августу, т. е. к моменту внесения бюджета, будет понятно, что из налогового пакета принято Госдумой. В соответствии с этим и будет выбран проект бюджета.

Я надеюсь, что большинство тех налоговых инициатив, которые предложены, в парламенте утвердят и поэтому ситуация будет ближе ко второму варианту бюджета. А что касается распределения доходов между центром и регионами, то здесь, наверное, будет какой-то компромисс.

Аркадий Дворкович