Изменит ли создание "Росспиртпрома" ситуацию на алкогольном рынке?


Пока очень сложно как-то к этому относиться, поскольку ничего не существует, кроме собственно постановления об учреждении ГУП "Росспиртпром", - нет его функций, не прописаны программы. Наша точка зрения предельно проста: если это очередной передел собственности, если это очередная попытка монополизации рынка в пользу интересов какой-то группы людей, а не государства, тогда это очередная катастрофа для рынка, потому что здесь может быть все, что угодно. Если же это попытка создания некоего посредника между государством и отраслью, если этот посредник возьмет на себя функции мониторинга рынка, если этот посредник возьмет на себя функции установления соответствующих ставок акцизов в зависимости от состояния рынка, если этот посредник возьмет на себя проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности (т. е. брэндов) от фальсификаций и подделок, если он возьмет на себя привлечение инвестиций в отрасль, тогда это в общем-то все очень своевременно и нужно.

Сергей Смирнов

В принципе, проблема управления предприятиями алкогольной отрасли, контрольный или более мелкий пакет акций которых принадлежит государству, действительно существует.

Часть спиртовых и ликероводочных производств находится в хорошем положении, но часть испытывает очевидные проблемы.

В такой ситуации у государства было два пути: либо полностью приватизировать эти предприятия, либо начинать управлять ими более эффективно. И государство, безусловно, имело полное право создавать такую структуру, как ГУП "Росспиртпром". Но вот дальше все понимание этого вопроса заканчивается, поскольку неизвестно, что за человек его возглавил, никто не знает, как будет работать эта структура и насколько она сможет осуществлять управление. Потому что на самих заводах так тесно сплелись интересы местных властей, интересы финансово-промышленных групп, что завязался большой клубок проблем, и окажется ли способен "Росспиртом" все это решить, покажет только время.

Павел Шапкин

На алкогольном рынке, таким образом, возникает еще один субъект, и довольно-таки крупный; если он будет равным партнером другим ассоциациям бизнеса на рынке, это будет позитивный момент. Есть надежда, что государство, став настоящим хозяином части рынка, по крайней мере обратит внимание на сегодняшнее положение, ведь сегодня на самом деле нет никакого госрегулирования.

Изменение правил игры, которое приводит к обрушению рынка (а это было, например, связано с акцизами), - это не регулирование.

Регулирование предполагало бы реакцию на происходящие события, а мы этой реакции не видим. Вот если собственник в виде "Росспиртпрома" будет активно работать с госорганами и к нему будут прислушиваться, регулирование может быть улучшено, и это тоже будет позитивным фактором. И хорошо, если государство ограничится эффективным контролем своей собственности и не пойдет дальше.

Владимир Цыганков