"Жигули" притормозили
Самарский пивоваренный завод, еще в 1992 г. зарегистрировавший на себя пивной товарный знак номер один Советского Союза - пиво "Жигулевское", впервые проиграл дело в апелляционной палате Роспатента, которая отменила регистрацию марки. Но независимые юристы считают, что у самарцев все же остались шансы отвоевать "Жигулевское".
В конце прошлого года самарский завод, переименовавшийся в АО "Жигулевское пиво", начал активную кампанию по сбору лицензионных платежей со всех производителей пива под этой маркой. С завидным постоянством "Жигулевское пиво" выигрывало один арбитражный суд за другим в разных регионах страны. Совершенно неожиданно победное шествие самарцев по пивному рынку смогла приостановить небольшая пивоваренная компания из Рязани, которая и добилась победы в апелляционной палате.
АО "Жигулевское пиво" требовало от пивзаводов либо прекратить производство одноименного пива, либо заключить лицензионный договор и платить роялти. Некоторые заводы (особенно те, у которых "Жигулевское" не являлось основным продуктом) гордо отказывались от переговоров и прекращали производство, другие шли на мировую, третьи же пытались судиться, но до сих пор безуспешно.
Даже один из крупнейших в отрасли Останкинский пивоваренный завод, проиграв дело в арбитражном суде, вынужден был прекратить производство "Жигулевского".
И вот совершенно неожиданно то, что не удалось гигантам, получилось у Русской пивоваренной компании (г. Рязань). "Те, кто пытался спорить с самарцами до нас, выставляли фактически те же самые аргументы, но не упорядочивали их", - говорит Елена Блем, генеральный директор фирмы "Де-Юре Сервис", которая представляла интересы рязанцев. У небольшой юридической конторы около 20 клиентов.
Клиенты Блем категорически отказывались платить 500 000 руб. за лицензию на производство "Жигулевского". 10 апреля этого года рязанцам удалось отстоять свою позицию в Рязанском областном арбитражном суде, а затем дело дошло и до Роспатента.
Во время слушаний в Роспатенте "Де-Юре Сервису" удалось доказать, что "Жигулевское" - видовое понятие. В ходе разбирательства Блем активно использовала архивные данные, например документы советского времени. Эти документы устанавливали цены и ГОСТы конкретно для "Жигулевского", т. е. оно стало фактически сортом пива, таким же, как, например, светлое, оригинальное или темное.
В АО "Жигулевское пиво" комментировать ситуацию категорически отказались, однако в Рязани уверены, что самарцы подадут апелляцию - такая возможность у них есть.
"Я всей душой за это решение апелляционной палаты Роспатента, - говорит партнер компании Baker&McKenzie Евгений Ариевич. - Однако у самарской компании остается возможность обжаловать решение апелляционной палаты в Высшей патентной палате. У них есть на это шесть месяцев с момента вступления в силу решения предыдущей инстанции".
По словам Ариевича, случаи, когда Высшая патентная палата отменяет решение низшей инстанции, не так уж редки - у АО "Жигулевское пиво" есть шанс вернуть себе товарный знак.
Однако в случае проигрыша самарцам не позавидуешь - им придется вернуть все уже собранные лицензионные платежи и роялти.
"Мое мнение как специалиста решение апелляционной палаты вполне обоснованно, - говорит Ариевич. - То, чем они [самарцы] занимались, называется злоупотреблением правом".
О том, как рады руководители "пострадавших" пивных заводов,,и говорить нечего. "Наконец-то справедливость восторжествовала", - заявил генеральный директор Останкинского пивоваренного завода Владислав Шкоп.