Ненавязчивая централизация
Указ президента, преобразовавший прежнюю систему его представителей в регионах, вызвал неоднозначную реакцию. Есть даже мнение, что это чисто косметическая процедура: просто вместо 89 представителей президента их будет семь. Даже в этом случае во всем этом есть рациональное зерно. Объявленной целью является укрепление властной вертикали. Можно сколько угодно дискутировать о том, достигается ли эта цель подобными средствами, однако никто не сомневается в том, что вертикаль нуждается в укреплении. Как раз накануне президент заявил, что считает неприемлемой отмену выборности губернаторов, и на самом деле последний указ можно считать вполне логичным следствием такой позиции.
С точки зрения конституционной действия президента абсолютно корректны, а с точки зрения тактической - минимально рискованны и в принципе ни к чему никого не обязывают. Старая система представителей президента, превращавшая их в людей абсолютно зависимых от своего губернатора, доказала свою бессмысленность. В большинстве случаев это просто синекура, отстойник для региональных и федеральных чиновников, проигравших выборы или еще только собирающихся их выиграть.
Некий внутренний суррогат назначения в послы. Теперь же сам факт сокращения числа представителей президента делает их качественно более значимыми персонажами, к тому же абсолютно независимыми от региональных вождей. Одновременно как бы обозначается новое территориальное деление России, при этом никаким образом не затрагиваются конституционные полномочия избранных глав администраций.
Представитель президента вообще не наделен никакими исполнительными функциями, его полномочия чисто контрольные. Поэтому формально никакой серьезной реформы не происходит, а значит, в худшем случае инициатива Путина просто останется никем не замеченной. Если же все-таки рассчитывать на волю и последовательность новой власти, то направление федеративной реформы обозначено достаточно ясно. Что самое существенное - образование новых территориальных единиц ненавязчиво указывает на то, что с точки зрения государства никакой разницы между "национальными" республиками и "русскими" регионами не существует. Пока это только декларация, далекая от реальности, но достойная того, чтобы быть реализованной последовательно и до конца.