На каких условиях будет построен бездефицитный бюджет на 2001 г. ?
Чтобы написать бездефицитный бюджет, надо, по большому счету, сделать две вещи: сократить расходы, удержать их в каких-то рамках и увеличить доходы. Благоприятное условие, которое я вижу в этой связи, - это то, что налоговые платежи возрастают, цена нефти пока на нормальном уровне и дает надежду на то, что поступления в бюджет будут находиться на достаточно высоком уровне. Но вопрос в том, насколько амбициозны будут в следующем году социальные и военные расходы, насколько их удастся уложить в рамки бездефицитного бюджета. В то же время может произойти рост доходов за счет налоговых изменений. Если, к примеру, шкала подоходного налога будет единой и плоской, скажем в 12%, то не сомневаюсь, что поступления в бюджет сразу же возрастут. Или если все 100% инвестиций не будут облагаться налогом на прибыль, налоговые платежи также увеличатся.
Так что я считаю, что шанс на выполнение заявления о построении бездефи цитного бюджета есть. Правда, здесь очень много факторов, которые на это влияют. Во-первых, это случайные факторы, такие как мировые цены на нефть, например. И кроме того, важный фактор - насколько решительно и быстро удастся ввести налоговые изменения, которые, в принципе, должны вступить в силу с 1 января 2001 г.
Андрей Вавилов
Я считаю, что бездефицитный бюджет - это та вещь, которая должна была бы быть сделана уже давно. Думаю, что социальные программы при сокращении расходов не очень будут задеваться - на самом деле их доля в федеральном бюджете не столь велика. И, с моей точки зрения, чрезвычайно важная вещь - это ужесточение дисциплины в отношении выделения и использования трансфертов. Потому что эти средства зачастую использу ются нецелевым образом. А в части повышения доходов никакие особые меры сейчас и не нужны: уже рассматривается вторая часть Налогового кодекса, в результате принятия которого может вырасти налогооблагаемая база.
Но в остальном мы можем опереться на те доходы, которые сегодня имеет бюджет за счет цен на нефть и за счет уже произошедшего улучшения платежей предприятий.
Евгений Ясин
Наверное, у правительства будет более жесткая позиция относительно расходных статей бюджета. Будет, видимо, сокращен объем трансфертов в региональные бюджеты. Кроме того, будет произведено определенное перераспределение денежных потоков между региональным и федеральным бюджетами - это будет едва ли не основная тема для бюджетного плани рования. Вообще, подход к расходной части будет более дисциплинированным. И, возможно, будут пересмотрены некоторые инвестиционные и целевые программы. На этом фоне зависимость бюджета от мировых цен на нефть, на мой взгляд, сильно преувеличена. Мне кажется, выигрыш от улучшения бюджетной дисциплины на федеральном и региональном уровнях несопоставимо выше, чем возможные потери от неблагоприятных внешних экономических факторов.
Алексей Заботкин
Например, в программе у Грефа записана, по сути, идеология социального дефолта, обязательства государства планируется сократить с 55% до 30% ВВП, при том что даже сегодня они оплачиваются на 35% ВВП, и это хорошо известно. Если таким путем будет обеспечиваться бездефицитный бюджет - никаких проблем, это можно сделать; другое дело, что деградация страны резко ускорится. Но я надеюсь, что в правительстве не собираются идти на безоглядное сокращение госрасходов в стиле Илларионова. Я надеюсь, что там исходят из сегодняшней экономической ситуации и не думают, что та баснословная экономическая конъюнктура, которая была в 1999 г. и которая обеспечила сегодняшний бездефицитный бюджет, сохранится надолго. Другое дело, что эту конъюнктуру можно компенсировать мерами государственной политики. Если госполитика будет осмысленной и активной, то падающую из-за провала конъюнктуры экономику удастся "подхватить". Исходя из здравого смысла, намерение Кудрина сделать бюджет бездефицитным реалистично. Но это намерение должно быть подкреплено разумной экономической политикой властей.
Михаил Делягин
Мне кажется, что заявление Кудрина о построении бездефицитного бюджета на следующий год пока очень предварительно. Возможно, что пока в правительстве будут разрабатывать бездефицитный бюджет на следующий год, ситуация с выполняемостью бюджета этого года ухудшится и правительству придется пересматривать свои планы.
Расходы бюджета на 2001 г., видимо, могут быть сокращены за счет социальной помощи, т. е. правительство будет помогать только тем, кому может. И, видимо, произойдет отказ от поддержки коммунального сектора в таком размере, как сейчас. А что касается доходов бюджета, то здесь Минфин опирается, на мой взгляд, не столько на быстрые результаты принятия второй части Налогового кодекса, сколько на улучшение общей экономической ситуации, на увеличение доли денежных расчетов как на уже сформировавшуюся закономерность.