Удастся ли избежать разворовывания средств на восстановление Чечни?


Мы бы очень хотели, чтобы это удалось. И то, что сейчас делает правительство, с одной стороны, безусловно, правильно. Но в то же время желание правительства сделать все самим самим перед собой же отчитаться несколько настораживает. Чтобы удалось установить эффективный контроль за расходованием средств, необходимо обязательно привлечь кэтому Счетную палату, депутатов Госдумы, представителей Совета Федерации, экспертов. Только путем обеспечения прозрачности активного общественного контроля можно действительно удостовериться, что деньги пошли по назначению.

Ашот Егиазарян

Вопрос вообще состоит в том, удастся ли просто попытаться проконтролировать использование средств? Я думаю, что попытаться проконтролировать удастся, т. е. какие-то телодвижения в этом направлении будут предприняты. Но как можно обеспечить там нормальный контроль, если мы до сих пор выделяем в Чечню трансферты? А трансферт это такой вид перечислений, при котором федеральный центр в принципе не имеет права спросить у местной власти, что они с этими деньгами сделали.

Если бы кто-то где-то в государстве уделял этому вопросу хоть какое-то внимание, никаких трансфертов в Чечню не было бы. Было бы нормальное целевое финансирование. Кроме того, в Чечне до сих пор не налажено нормальное взаимодействие даже между различными родами войск, в этих условиях, конечно, просто неприлично говорить о налаживании взаимодействия между финансированием различных ведомств. Пока в Чечне творится бардак. И если до конца лета Россия не введет понятные простые правила поведения в Чечне (эти правила не должны быть справедливыми, они про сто должны строго выполняться), то уже косени мы можем получить крайне неприятные последствия.

Михаил Делягин

Есть три организации, которые могут контролировать использование средств в Чечне. Это контрольно-ревизионное управление Минфина, управление Федерального казначейства и, кроме того, Счетная палата, которая при запросе парламента может выехать на место осуществить проверку.

И также есть президентская структура: контрольно-ревизионное управление администрации президента - это силовики. Так что инструментов, с помощью которых может идти контроль, достаточно, была бы воля. И я думаю, что на сей раз ситуация может быть изменена клучшему. Потому что фактически в Чечне сейчас военное управление и, если военные вместе с Кош маном федеральными структурами захотят, они могут проконтролировать использование этих средств.

Ирина Хакамада

Здесь есть несколько уровней, за которыми может осуществляться контроль. За самым высоким уровнем принятия решений, я думаю, контроль будет тщательный. Потому что есть структуры, которые в этом заинтересованы. Это Счетная палата, это оппозиция, которая хотела бы найти хоть какие-то зацепки для критики Путина. Второй уровень - уровень исполнения конкретных проектов.

И вот здесь уже проконтролировать будет гораздо сложнее, потому что в России всегда воруют. А уж в Чечне воруют подавно. В этом отношении я думаю, что значительная часть средств может уходить, скажем, на какие-то посреднические расходы.

Ну последнее - это мелкий уровень. Как это у нас обычно бывает, если, к примеру, строят дорогу, то рабочие живут за счет строительных материалов. В условиях разрушенной экономики это тем более очевидно. И у меня есть большие сомнения, что вообще реально выстроить какую-то эффективную систему контроля за всем.

Алексей Чеснаков

Думаю, что не удастся, потому что никто не заинтересован в том, чтобы был установлен эффективный контроль. Чтобы деньги действительно можно было контролировать, расходов должно быть меньше, потому что потратить собираются все-таки довольно много. И очевидно, что все цифры расходов там посчитаны "с потолка". Во-вторых нельзя выделять деньги на восстановление Чечни, исходя из общей логики бюджетных расходов.

А у нас, по крайней мере по опыту про шлой кампании, расходы на Чечню финансировались в особом порядке: там просто говорили, что "нужно столькото" - эти суммы выделяли. А как они тратились, никто не знал. И сейчас не исключено, что, например, будут так же расходовать по два, по три раза на одно то же.

Сергей Алексашенко

Весь вопрос в тех людях, которые будут заниматься восстановлением Чечни. Ведь многие рвутся туда на работу именно из-за государственных финансовых средств. Цинизм воровства в Чечне вообще достиг того, что давно стало нормой воровать людей не то что деньги. И если подбор кадров будет произведен недостаточно тщательно, все деньги вновь уплывут в никуда.

Игорь Захаров