От обслуживания МВФ к обслуживанию долга
Выдающийся переговорщик нашей эпохи Михаил Касьянов опять договорился. Из Вашингтона после встречи с "семеркой" он привез обещание выдать России хотя бы небольшой кредит от МВФ уже до конца нынешнего года. В принципе, договоренность с МВФ для России сейчас была бы полезна, поскольку это положительный сигнал для финансовых рынков. Особенно когда нет других сигналов. С другой стороны, для того чтобы достичь принципиальной договоренности с МВФ, не обязательно брать деньги. Не брать даже проще, как это в свое время делала, например, Чехия.
Только что назначенный советником президента Андрей Илларионов утверждает, что кредиты МВФ бессмысленны и опасны, что МВФ никогда, вопреки распространенному мнению, не поддерживал либеральных реформ, во всяком случае в России, что политика его консервировала останки социализма в экономике.
И наконец, что распространяемое широко мнение, что Россия не способна обслуживать свой долг, - это вранье. Последнее подтверждается обстоятельствами прошедшего года. Надо заметить, что Россия обслуживала неструктурированную часть задолженности как после подъема цен на нефть, так и до него. Обстоятельства, при которых г-н Касьянов получил очередной аванс от "семерки", подтверждают вышесказанное. Это опять политический аванс - свидетельство некоторой благосклонности к нам ведущих стран Запада, - не имеющий никакого отношения к выполнению уставных задач МВФ.
МВФ долго оказывал политическую поддержку российским "реформаторам", в результате чего все средства, выделенные на эту поддержку, были потрачены зря и превратились в составную часть долгового бремени. Единственный раз, когда Россия действительно нуждалась в помощи фонда, соответствующей его прямым уставным задачам, фонд с этим не справился. Не успел, так сказать. Насколько известно, главной таковой задачей является поддержание платежного баланса стран, ликвидация финансового разрыва, возникшего в силу не зависящих от правительства обстоятельств. В первую очередь это резкое падение цен на основной экспортный продукт или резкое подорожание необходимого импорта. Как бы справедливо ни оценивались ошибки российской экономической политики накануне дефолта, резкое ухудшение платежного баланса в связи с катастрофическим падением цен на энергоносители являлось прямым формальным поводом для фонда к оказанию помощи своему важнейшему клиенту. Однако прямой повод вообще не был замечен, а к моменту, когда фонд поддался на уговоры Чубайса, было уже поздно.
Что касается проблемы обслуживания долга и заимствований у фонда в этих целях: в стране с открытой экономикой, связанной с мировым финансовым рынком, такой проблемы не существует. Существует не проблема долга, а проблема обслуживания долга, т. е. поддержания его ликвидности. Высоколиквидные долговые бумаги - это не обуза для заемщика, а инструмент внедрения и влияния на финансовый рынок. Таким образом, проблема обслуживания долга, если мы не собираемся идти по пути "чаушесковской" Румынии, не в политических соглашениях с Международным валютным фондом и его хозяевами, а в повышении ликвидности национальной экономики. Это исключительно внутрироссийская проблема качества экономической политики.