Теории заговора в виртуальном мире
Чудны дела твои, о кибернетическое пространство. Не самое страшное, но самое потешное из того, что произошло в местном его отделении в последнее время, - русское вирусное нападение на канцелярию премьер-министра Блэра. Самое страшное, но вряд ли потешное: компьютерный сбой на Лондонской фондовой бирже, заставивший поежиться самых отважных - уж не предвестник ли это будущих кошмаров? Самое поучительное, но тоже слегка страшноватое это корректировка курсов акций интернетовского и информационно-технологического сектора: остановится ли на этом падение или впереди катастрофический обвал всей биржи? Ну и, разумеется, самый интригующий вопрос - есть ли связь между этими тремя событиями и нет ли, черт возьми, здесь какого-нибудь всемирного заговора? Вирус, поразивший одно из ключевых подразделений канцелярии премьера на Downing Street, 10, оказался не самым зловредным: он не сожрал программного обеспечения, не стер электронной памяти и (вроде бы) не похитил британских секретов. Всего и делов-то, что на экранах служебных компьютеров стали возникать какие-то отвлекающие от работы изречения на непонятном языке. При ближайшем рассмотрении язык оказался, разумеется, русским, а таинственные письмена - вариациями поговорок типа "Никогда не откладывай на завтра то, что можно выпить сегодня", "Все не так плохо, как кажется, а гораздо хуже" или "Она, конечно, не Венера, но что-то в ней есть венерическое". Призванные на помощь американские эксперты по компьютерной безопасности заверили, что причин для паники нет. Они узнали в вирусе старого знакомого - W97M/ Proverb, содержащего около 200 таких острот, по мнению американцев "плохо поддающихся переводу" (еще бы!). Как бы то ни было, но с вирусом довольно быстро справились, чего нельзя сказать о недуге, поразившем в минувшую среду святая святых мирового капитализма - Лондонскую фондовую биржу. Официально причины хватившего биржевой компьютер паралича будут объявлены только по завершении расследования, однако по сведениям "Санди Таймс", подвели системы, называющиеся London Market Information Link. Они перемешали курсы акций среды и предыдущего дня.
Вместо того чтобы перезагрузить систему заново, сотрудники секретного информационного центра биржи (даже его местонахождение держится в тайне это вам не какая-нибудь разведка MI6, эту-то каждый знает!) долго пытались поправить систему на ходу. В результате компьютеры биржи заработали нормально только в 15. 30 и множество брокеров, компаний и частных вкладчиков потеряли деньги. Положение усугублялось тем, что на среду пришелся последний день финансового года, когда продавший акции мог рассчитывать на существенную налоговую льготу.
И вот именно это обстоятельство заставило многих поверить в теории заговоров, объясняющие произошедшее саботажем.
"Это вам не белка, это что-то более серьезное", - перешептывались трейдеры, намекая на грызуна, повредившего кабель на американской бирже NASDAQ в 1994 г. и остановившего торговлю акциями высокотехнологических компаний на полчаса. Среди самых экстравагантных теорий - заговор казначейства (ведь теперь в бюджет будут получены дополнительно несколько сотен миллионов фунтов!); заговор владельцев интернетовских компаний, пытавшихся притормозить катящийся с горы ком - падение завышенного курса своих акций; наконец, заговор континентальных конкурентов, стремящихся не допустить планирующегося слияния Лондонской и Франкфуртской бирж. В сравнении с этими гипотезами предположение об атаке хакерованархистов кажется более правдоподобным. Правда, до сих пор считалось, что Лондонская биржа непроницаема. Но, как известно, для хакеров ничего невозможного нет... Только в самое простое объяснение не хочется верить брокерам и трейдерам в то, что не существует стопроцентно надежных компьютеров и что любой рано или поздно сломается. Ведь допустить это значит отказаться от религиозной веры в могущество электронных технологий, поставить под сомнение весь смысл биржевого бума, а значит, и надежность нажитых уже состояний. Ну а немногочисленные ворчуны, давно предупреждающие об опасности перегрева биржи, видят в произошедшем Божье знамение и повторяют вслед за W97M/Proverb: "Все не так плохо, как кажется, все гораздо хуже".
Андрей Остальский - редактор программы "Радиус" Русской службы Би-би-си