"Меня беспокоят заводы, которые нельзя уничтожить"


Кто-то связывает небывалые доселе успехи МНС в деле сбора налогов с улучшением работы самих налоговиков, кто-то с введением первой части Налогового кодекса, которая систематизировала отношения между налогоплательщиком и налоговым инспектором. Бизнесмены считают, что толчком к нормальной работе и более полной уплате налогов послужило то, что власть перестала бесконечно менять налоговое законодательство. Министр по налогам и сборам Александр Починок, впрочем, видит иные причины успешного наполнения бюджета. О них он и рассказал корреспонденту "Ведомостей".

- В чем секрет Александра Починка, которому впервые за новейшую историю удалось не только перевыполнить годовой план по сбору налогов на 45% в 1999 г., но и сохранять эту тенденцию в 2000 г.? - Нет особого секрета. Просто произошел подъем экономики. Особенность этого роста в том, что увеличилось количество рентабельных предприятий, и сейчас практически 2/3 предприятий страны работают с прибылью.

- Но позвольте, разве улучшение финансовых показателей отечественных предприятий произошло не из-за изменения соотношения рубля к доллару после кризиса в 1998 г.? - Изменение курса сыграло очень большую роль, оно дало возможность улучшить свои показатели экспортерам, а также тем, кто работал на импортозамещении, однако сейчас поднимаются и другие отрасли. То есть кризис был толчком, а дальше процесс, как сказал бы Михаил Сергеевич Горбачев, пошел. Рост производства в I квартале 2000 г. составляет 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас целые отрасли превратились в нормальных налогоплательщиков. Выходят из кризиса и настраиваются на стабильную работу отрасли, которые были в глубоком застое. Самое главное, начинают производиться все новые и новые продукты, причем продукты, которые покупаются. Страшнее всего было тогда, когда в России просто прекратили все покупать. У людей не было денег.

- Вы считаете, что сейчас у людей есть деньги? - Доходы населения немножко подросли, раскрутился потребительский рынок. Тенденция еще очень слабенькая, поэтому надо быть чрезвычайно осторожным. Наш российский опыт показывает, что сломать все хорошее легко.

- Чего надо бояться больше всего? - Любых незапланированных бюджетных расходов. Отсутствия жесткого контроля за расходами средств на всех уровнях. Попыток снова давать какие-то льготы. Попыток взять с предприятий больше налогов, чем они могут заплатить. Нельзя этого делать ни в коем случае, потому что есть предел того, что могут заплатить предприятия.

- По вашему мнению, этот предел сейчас наступил? - По отдельным отраслям, конечно, наступил.

Например, по нефтяникам и газовикам. Все-таки ежемесячные платежи "Газпрома" в 10 млрд руб. - это немало. Тем не менее мы сейчас продолжаем поиск должников даже в рамках тех отраслей, которые нормально платят. Мы просто ищем предприятия, которые явно выбиваются из общего уровня по уплате налогов. Нас сейчас не устраивает ситуация со сбором налогов с ликероводочных предприятий, здесь явно возможен рост как по легальным оборотам, так и по налогам и сборам. Мы им предлагали реструктуризацию; кто не пошел на реструктуризацию и у кого останется долг - будем применять самые жестокие меры. А если текущие налоги платить не будут, вообще марки давать не будем. У нас хватает заводов, которые платят налоги, для того чтобы выпускать в стране достаточно водки. Все заводы, выпускающие наиболее популярные марки водки, налоги платят.

- Сколько водочных предприятий в списке должников? - Должников - 168 крупных ликероводочных предприятий и 90 спиртзаводов, но 46 спиртзаводов подали заявки на реструктуризацию. Кабардино-Балкария - 20 крупных должников среди ликероводочных заводов (задолженность свыше 10 млн руб.). Причем самый большой долг - 143,6 млн руб. Это немыслимо. Улучшается ситуация в Северной Осетии, там осталось только три должника. Много должников в Краснодарском крае, в Московской области. Зачем Московской области столько заводов? Мы будем сейчас просто-напросто аннулировать лицензии и прекращать производство. В Краснодарском крае меня особенно беспокоят такие заводы, которые уничтожить нельзя. Это знаменитые Абрау-Дюрсо и Саукдере, которые имеют приличную задолженность, и мы применяем сейчас к ним достаточно жесткие меры. 37 млн нам должен Абрау-Дюрсо и 21 млн - Саукдере. Причем Саукдере пытался провести платежи через проблемный банк. Те заводы, которые подали заявление на реструктуризацию, имеют шанс. Остальных будем банкротить, менять руководство, отзывать лицензии, не выдавать акцизные марки.

- Что, и это все резервы, которые у нас есть сейчас? - Нет, это не все. Основной рост должен происходить за счет развития экономики, внедрения новых мощностей. Хотя, конечно, есть сферы бизнеса, где хотелось бы навести порядок. В первую очередь это цветочный бизнес.

Его годовые объемы только в Москве превышают бюджеты некоторых регионов. Вполне сопоставимы с доходами таких регионов, как Свердловская область, например.

- Что с ними можно сделать? Перевести их на вмененный налог? - Сначала изучить, выявить. Прежде всего надо взять с них все таможенные пошлины, потому что там огромные потери. ГТК уже начал широкомасштабные проверки. А дальше можно перевести и на уплату налога на вмененный доход.

- Какие еще направления? - Надо до конца разобраться с оптовыми рынками, там до сих пор расчеты ведутся преимущественно наличными деньгами. Мы всегда очень вежливо относимся к средствам массовой информации, но, как это ни печально, к СМИ придется присмотреться повнимательней.

- Вы считаете, что СМИ утаивают налоги? - Безусловно. К огромному сожалению, очень сильно. Прежде всего это подоходный налог с физических лиц. На телевидении, на радио и во многих газетах значительная часть зарплаты выплачивается неофициально, к сожалению.

Многие СМИ грешат этим. Увы, расчеты с распространителями очень часто производятся неофициально. Даже с содержанием транспорта и прочего в редакциях не совсем все в порядке.

Расчеты за рекламу производятся не в полном объеме. Мы не трогали их раньше, потому что во время избирательных кампаний проверки восприняли бы как политический жест. А мы на самом деле просто хотим навести порядок.

- Вы не боитесь навлечь на себя огромный поток критики? Ведь можно вмиг без министерского кресла остаться? - Я понимаю и готов к этому. Но главные редакторы в неофициальных разговорах сами говорят, что, если бы были уверены, что коллеги платят, они тоже бы платили.

- Как обстоят дела с коррупцией в налоговых органах? Она есть? - Конечно, есть. Но с ней борется прежде всего налоговая полиция. Но что интересно, количество нарушений среди сотрудников налоговых органов, количество лиц, привлеченных к ответственности, а также количество возбужденных уголовных дел и судов по ним резко уменьшилось. Это хорошая тенденция.

- Это означает, что взяточники стали умнее и меньше попадаются? - Нет же. Мы просто исключаем сами поводы, чтобы налоговые инспекторы брали взятки.

Здесь важно не карать, а сделать так, чтобы не возникали условия.

- В законе о бюджете на 2000 г. записано, что правительство должно к 1 марта разработать порядок возврата экспортного НДС, исключающий возможность злоупотреблений. Новый порядок так и не появился.

- Новый порядок почти согласован. Там ничего революционного нет, только лишь усиление взаимодействия между министерствами и ведомствами. Мы настроены гораздо более революционно. Сейчас тех, кто требует возмещения НДС, можно разделить на две группы. Одна группа это традиционные экспортеры, которые действительно экспортируют продукцию. По ним у нас задача - убедиться, что товар действительно вывезен, контракты завершены. И тогда мы спокойно возмещаем налог. Но есть вторая огромная группа - это специальные перекупщики, для которых возврат НДС - бизнес. Составляется цепочка, несколько предприятий друг другу перепродают товар, чтобы обязательно по крайней мере несколько операций было подлинных, а потом экспортируют товар. Причем если раньше действовали грубо и покупали таможенные документы, то сейчас делают умнее, реально вывозят товар. Но при этом резко завышается цена товара, и к возмещению предъявляют сумасшедший НДС. Или же товар вывозится через Белоруссию, чтобы нельзя было убедиться, сколько его было вывезено на самом деле.

- Самый курьезный случай? - Ну, например, в Нижегородской области ликероводочные заводы освоили новый способ возврата экспортного НДС. Берут книжечку, какую-нибудь методичку из научно-исследовательского института, которые пылятся в шкафах. 350 страниц текста, мудреное название, берутся все справки, что ценности не представляет, и торжественно экспортируется. Потом приходят за возвратом НДС в размере 60 млн руб.

- Как вы этому противостоите? - Сейчас действует порядок, по которому все сделки свыше 10 млн руб. изучаются в центральном аппарате МНС. Наши сотрудники уже научились по виду бумаг распознавать, что там за халтура сидит.

- Борьба с проблемными банками закончилась? - Борьба не закончилась. Сейчас мы проверяем все платежи, проходящие через проблемные банки, и в случае подозрений просим Центральный банк отзывать лицензии у банков, которые занимаются этим ремеслом. Все банки, которые осуществляли такого рода операции, лишились лицензий. Их более 40 банков. Владимир Путин очень жестко поставил задачу: "Мимо бюджета ничего не должно хлестать".

Он говорит, что мы погрязли в рутине и просто обязаны "найти механизм, который бы это прекратил". Применяется практика и дружеских обращений к крупнейшим налогоплательщикам, которые проводили деньги через банк.

- Что это за "дружеские обращения"? - В них я очень вежливо прошу отозвать платежки и сообщаю: "Уважаемое предприятие, извините, но вы послали деньги в бюджет, а они не дошли, не могли бы вы отозвать эту платежку и послать деньги через другой банк".

- Слушаются? - Крупные предприятия слушаются, потому что они прекрасно понимают, что мы разберемся в этой схеме. А остальных мы просто блокируем и делаем проверку с привлечением МВД и ФСБ.

Сейчас Центробанк выдает нам сведения более оперативно: раз в 10 дней он подает информацию обо всех задержках перечисления платежей на срок три дня и более. Причем ЦБ имеет право даже вводить в банке временную администрацию в случае задержек по перечислению платежей свыше семи дней, но пока этой мерой они практически не пользуются. Мы будем просить их интенсифицировать эту работу.

- Вы считаете, этого достаточно? - Этого недостаточно. Мы хотели бы вообще определить список банков, через которые можно проводить платежи в бюджет. Причем мы не настаиваем на том, что это будет один банк.

Пусть будет 800 из существующих сейчас 1300 банков (около 200 из них - мертвые).

- Правительство эту идею поддерживает? - Мы уже несколько раз вносили эту идею в виде проекта постановления правительства, сейчас еще раз внесем, и я надеюсь, что ее поддержат.

- Другая животрепещущая тема - это ЗАТО. Удалось ли прикрыть этот канал оттока денег из бюджета? - Мы проверили ЗАТО. Мы проверяем организации, которым льгот предоставили больше чем на 100 млн руб. В мае мы будем обладать окончательной информацией, во что обошлись льготы ЗАТО стране в прошлом году, но только по предварительным данным бюджет потерял не менее 36 млрд руб. из-за льгот ЗАТО.

- Нарушения какого рода? - Очень интересные. Поселок Восход в Московской области. В помещении площадью 30 кв. м находятся ООО "Русская Швейцария", ООО "Восход Гранд" и ООО "Восход Инвест". Проверки показали, что из девяти работающих только один знал, что фирмы занимаются поставкой нефтепродуктов, остальные вообще не имели понятия, что они делают. Совокупная выручка этих трех фирм составила почти 4 млрд руб. Город Озерск Челябинской области, предприятие "Энергосинтез" - 7 млрд руб. налоговых льгот за девять месяцев 1999 г. Предприятие "Дарси" в Северске Томской области - налоговые льготы почти на 5 млрд руб., работало два человека, а выручка от реализации продукции составила более 10 млрд руб. Причем выручку предприятие получало как изготовитель ГСМ. Представляете, как должны работать два человека, чтобы произвести такое безумное количество бензина.

- Но за ними явно стоит какое-нибудь крупное известное предприятие. Вам удалось поймать реального хозяина? - Они еще через одно предприятие убежали, но мы дальше за ними бежим. За всеми ними стоят крупные фирмы, очень крупные нефтедобывающие компании.

- Потревожив столь криминальные сферы бизнеса, вы не боитесь настроить против себя олигархов, которые могут сделать так, что при очередной смене правительства вы лишитесь своего кресла? - Всем, кому можно было наступить на хвост в этой жизни, я уже наступил. У меня нет охраны, потому что она бессмысленна. Я рассуждаю просто. Во-первых, дело делать надо. Во-вторых, мы затрагиваем такие интересы, что если меня захотят убрать, то пошлют профессионалов, и я даже не успею понять, что на меня осуществлено покушение. А те, кто был заинтересован в том, чтобы меня не было в правительстве, уже применили усилий больше чем нужно. Пусть давят. Главное, я могу сейчас спокойно смотреть людям в глаза, что позволяют мне показатели роста поступлений в прошлом году.

Мы достигли того, что сейчас собираем больше 10% ВВП. Мне важно обеспечить результат.

Раньше я считал количество слухов о моей отставке, а сейчас просто сбился со счета.

- А если все-таки отправят в отставку? - Работу найду спокойно.

- В депутаты пойдете? - В депутаты - не знаю. Не хочу прогнозировать, жизнь покажет.

- Зачем вам это нужно? С вашим опытом сидели бы в аудиторской фирме, зарабатывали бы неплохие деньги.

- И ругался бы, что в стране все плохо и т. д.

Зачем я полез на выборы в народные депутаты России в 9 г.? Зачем я полез в Форос 19 августа и тут же помчался назад в Москву и сидел в Белом доме, а потом пытался останавливать танки? Зачем в 93-м лез в Белый дом и смотрел, чтобы не растащили имущество, когда там был пожар? Там со мной что угодно могло приключиться. Надо кому-то что-то делать.

- Совсем недавно вы высказались за то, чтобы повысить акцизы на табачные изделия. Почему только на табак? - Я просто обратил внимание на то, что они у нас давно не повышались, и сейчас доля акциза в цене сигарет значительно ниже, чем где бы то ни было. Я понимаю, народ у нас бедный, но во всем мире растет понимание того, что курение - социальное зло и страдает не только сам курильщик. Например, тот, кто пьет алкоголь, портит в первую очередь свое здоровье, а курильщик вредные вещества выбрасывает в атмосферу, отравляя тем самым жизнь окружающих. За вредность надо платить.

- Какая должна быть плата за вредность? - Посмотрим, посчитаем, я высказал это просто как идею. В любом случае повышать будем только с 1 января следующего года.

- Другие ваши налоговые предложения будь то понижение подоходного налога, унификация шкалы налогообложения, введение минимальной часовой оплаты труда и т. д. - не все приветствуются Минфином. Как вы находите взаимопонимание с этим министерством? - В любом случае мы не будем вносить что-то противоречащее общей стратегии Минфина по налогам, потому что мы договорились действовать сообща, как единое целое.

- Имеете в виду поправки в Налоговый кодекс? - Да, и это тоже. У меня много идей есть разных, но войдет в Налоговый кодекс то, что внесет Минфин, и мы будем поддерживать, отстаивать позицию Минфина, хотя я как человек уверен, что я прав, но хороши же мы будем, если первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, например, в Думе будет доказывать одно, а я буду доказывать другое. Принято решение, его надо выполнять. Хотя у меня и есть свои возражения и несогласия.

- Сейчас в правительстве профессиональная команда? - Достаточно профессиональная. Да и вообще в России никогда не было недостатка в умных головах.

- Вы встречались с Путиным после выборов? - Да, встречались.

- Есть ли у него какие-нибудь идеи в налоговой сфере? - У него одна основополагающая идея - навести в стране порядок, это прослеживается во время любой встречи. Его по-человечески обижает, задевает то, что в стране много бардака, и он в любой сфере пытается построить нормальный порядок, причем так, чтобы от чиновника зависело как можно меньше. А в налоговой сфере он поддерживает уменьшение количества налогов, резкое снижение уровня налоговой нагрузки, но чтобы при этом не потерять поступления в бюджет. Также он за справедливую систему взаимоотношений налогоплательщика и государства.

- Думаете, что все это удастся воплотить в жизнь - я имею в виду принятие парламентом специальной части Налогового кодекса? - Шансов много, но будет очень тяжело. Я знаю настрой депутатов, поэтому не хочу загадывать.

Но если специальную часть не удастся принять в этом году, это будет очень большая трагедия.