Если б я был султан
Было время, когда казалось, что стабильный поток доходов от продажи нефти и газа, которыми богата эта существующая уже шесть веков абсолютная монархия, никогда не иссякнет. Но Инвестиционное агентство Брунея (BIA), под управлением которого еще несколько лет назад находились активы на сумму $110 млрд (что ставило его на одно из первых мест в мире), умудрилось потерять значительные суммы. По словам близких к семье султана источников, год назад у агентства оставалось всего около $40 млрд.
Растраты одного из братьев султана Брунея могут привести значительным изменениям в экономике страны. Государственный сектор будет вынужден "потесниться" и освободить больше места для частного сектора, который будет играть ведущую роль в восстановлении богатства знаменитого султаната.
Более 75% трудоспособного населения султаната занято в государственном секторе, при этом уровень доходов на душу населения в Брунее один из самых высоких в Азии. Правительственные контракты составляют львиную долю всей экономической деятельности страны, здравоохранение и образование бесплатны для всего населения, госслужащие и жилье получают бесплатно.
Точнее, деньги были растрачены не самим агентством, братом султана принцем Джефри. Против него возбуждено дело по обвинению в растрате $15 млрд государственных средств, которые он самовольно использовал в собственных целях, когда возглавлял BIA. За несколько недель судебного процесса стало известно, что в течение 10 лет принц потратил около $2,7 млрд на самолеты, яхты, автомобили и драгоценности. Ему принадлежат 2000 автомобилей и 17 самолетов, недвижимость по всему миру.
Суд вынес решение о замораживании активов принца, среди которых комплекс Plaza Athenee в Париже, Palace Hotel в Нью-Йорке и ювелирные магазины Asprey в Британии. Для покрытия своих расходов на время процесса принц попросил $500 000 в месяц, однако верховный судья сэр Денис Робертс счел, что принц ведет неподобающе роскошный даже для члена семьи султана образ жизни, и назначил ему $300 000 в месяц. На эти деньги принц содержит четырех жен и 35 детей.
Растраты принца Джефри заставили экономистов Брунея задуматься о переходе к рыночной экономике. Брунейский совет по экономике, который возглавляет другой брат султана - принц Мохаммед, считает необходимым усиление роли частного сектора в экономике страны. В настоящее время частный сектор слишком мал и слишком зависим от правительственных средств для эффективного вмешательства в экономические дела Брунея.
В недавнем отчете совета намечены пути укрепления финансового положения государства в процессе развития частного сектора.
Среди них приватизация, привлечение иностранных инвестиций с помощью упрощения соответствующих законов, модернизация регуляционной политики султаната, либерализация нефтегазового сектора, отмена субсидий и перераспределение налогового бремени, разработка механизмов преодоления временной нехватки ликвидных средств, например, за счет выпуска государственных облигаций. (FT)