Китайский путь нефтяников
ПЕКИН -На этой неделе в Пекине заседала российско-китайская комиссия по сотрудничеству в области энергетики. Сторонам удалось договориться, что из проекта экспорта нефти в Китай пока не исключается маршрут, устраивающий Россию. А газ будет поставляться не конкретно с Ковыкты, а вообще российский.
Представитель "ЮКОСа", инициатора проекта экспорта нефти в Китай, выразил большое удовлетворение по результатам переговоров в Пекине. В компании считают большой победой, что в протокол переговоров удалось записать: "для дальнейшего изучения и согласования остаются два варианта маршрута нефтепровода".
Ранее китайская сторона категорически настаивала на варианте Ангарск-Дацин (северо-восток республики). Китай не хочет иметь дело с Монголией как с транзитером нефти и предпочитает получать ее напрямую. Однако российская сторона считает, что маршрут до Пекина, проходящий через Монголию, более оптимален. Российские представители утверждают, что Монголия подпишет межгосударственное соглашение об условиях прокачки нефти через свою территорию. Да и транспортный тариф может быть принят единым для всего маршрута.
Трасса через Монголию позволит укрепить здесь геополитические интересы России на долгие годы.
Маршрут до Дацина в китайских госструктурах лоббирует государственная же China National Petroleum Corp. (CNPC), которая добывает в этом регионе 70 млн т, а перерабатывает лишь 17 млн т. Лишнее сырье CNPC продает другой госкомпании - Sinopec, которая действует под Пекином (30 млн т добычи и 100 млн т - переработки).
Поскольку Sinopec недостающее сырье получает от CNPC и импортирует из-за рубежа по $30 за баррель, то CNPC при стоимости добычи в $16,5 имеет неплохие доходы. Увеличить их госкомпания рассчитывает от получения российской нефти по цене значительно ниже $30. Однако представители "ЮКОСа" заявили, что в случае одобрения маршрута до Дацина, они будут продавать Китаю нефть на границе и не ниже $30.
Ранее президент "ЮКОСа" Михаил Ходорковский утверждал, что компания может обеспечить половину пропускной способности "трубы" (15 млн т в год). Однако замминистра топлива и энергетики Петр Нидзельский заявил в Пекине, что пока у "ЮКОСа" 15 млн т для экспорта на восток нет. "Мы сейчас ставим все на свои места чтобы в Китае не воспринимали нефтяные компании как Россию", сообщил Нидзельский. По его словам, главную роль на переговорах по поставкам нефти в Китай впредь должно играть Минтопэнерго.
В то же время существует поручение вице-премьера, куратора ТЭК Виктора Христенко об исключении необоснованной конкуренции среди российских компаний при поставках нефти в Китай. Поэтому вероятнее всего, что "ЮКОС" получит желанную половину "трубы". Для России сейчас важнее не загубить очередной выгодный проект. Известен исход переговоров "Иркутскэнерго" по поводу строительства линии электропередачи в Китай после попыток РАО "ЕЭС России" влезть в 1997 г. в этот проект.
Еще один проект, обсуждавшийся в Пекине, - поставки газа. Раньше их источником рассматривалось Ковыктинское месторождение в Иркутской области. Однако министр топлива и энергетики Виктор Калюжный предложил договариваться о поставках российского газа вообще, что было внесено в протокол переговоров. Поэтому вместе с иркутским газом может пойти, как сообщил вице-президент "Роснефти" Сергей Оганесян, и газ с Сахалина. (Аналогично в нефтепровод из Ангарска может быть врезана и "труба" с Сахалина..)