НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ: Присяга президенту
"Ведомости" продолжают публикацию серии статей ресурсах кандидатов в президенты. Избирательный фонд Путина уже заполнен до отказа: в нем лежит почти миллион долларов. Политические технологи обсуждают, сколько денег поступит в "черную кассу". Даже если нисколько, на успех Путина это не повлияет. Административные ресурсы, находящиеся под его контролем, и сам его статус делают для его избрания гораздо больше, чем пресловутый "нал".
Глава государства появляется на телеэкране намного чаще, нежели его соперники. Непримиримый борец за равенство кандидатов глава ЦИК Александр Вешняков в одном из недавних интервью признал, что СМИ уделяют чрезмерное внимание и. о. президента. "Излишняя пропаганда может сыграть против кандидата в правовом и в психологическом смысле. Надо понимать законы жанра", - заявил он.
Под контролем Путина находится вся федеральная власть.
Очевидно, что любые ее позитивные действия ассоциируются с ним, хотя формально и не являются частью его предвыборной кампании. Заявления главы государства по ключевым для страны вопросам - например, о том, что правительство не допустит роста цен на водку, - воспринимаются как обещания кандидата. Помимо Чечни, подчиненным Путина есть что предъявить избирателям. В декабре и феврале были повышены пенсии, задолженность по ним ликвидирована. Кабинет по указанию и. о. президента предпринимает массу усилий, чтобы ликвидировать задолженность по зарплате бюджетникам, в том числе и региональную.
На избрание Путина прямо или косвенно готов работать практически весь губернаторский корпус. Главы Татарстана, Свердловской, Тюменской, Саратовской, Нижегородской областей и еще нескольких регионов вошли в число 197 граждан, выдвинувших его в президенты.
Тот, кто не вошел в группу сам, делегировал своих людей. В списке 110 уполномоченных членов группы, зарегистрированном ЦИК, нет ни одной "говорящей" фамилии, однако большинство людей - влиятельные представители элит практически всех регионов: председатели правительств и их замы, заместители губернаторов и руководители их аппаратов, представители президента на местах.
"Коллективное присягание началось где-то с декабря, еще до того как стали известны результаты парламентских выборов, рассказывает сотрудник администрации президента. - Когда он начал мотаться по региональным ассоциациям, они одна за другой начали принимать заявления о его поддержке".
В России существует восемь экономических ассоциаций региональных лидеров. Практически все последние поездки Путина по стране были приурочены к их заседаниям (Иркутск - "Сибирское соглашение", Краснодар встреча с губернаторами - членами "Северного Кавказа", Петрозаводск - "Северо-Запад", Саранск - "Большая Волга", Оренбург "Большой Урал", Хабаровск "Дальний Восток и Забайкалье").
Поддержка регионалов порой принимает курьезные формы.
Так, на недавнем селекторном совещании у Виктора Христенко, посвященном погашению задолженности по зарплате, представитель одной из областей "красного пояса" начал свое выступление с того, что доложил, до какой отметки вырос рейтинг Владимира Владимировича в его регионе.
В кремлевской администрации опасаются, что губернаторы в своем рвении выслужиться перед будущим президентом могут переусердствовать, дав другим оппонентам богатую почву для судебных исков. "Самое страшное в том, что остановить их просто невозможно", - говорят в Кремле..
Возможно, такие опасения напрасны. "Думская кампания показала: то, что губернаторы во всю мощь задействуют свой административный ресурс, считается вполне нормальным, - говорит Андрей Рябов, аналитик Фонда Карнеги. - Сейчас не 1996 г., когда стоило Сосковцу и Аксененко начать собирать подписи у сотрудников железной дороги, как тут же поднялся вой. В нынешней ситуации это не упрек. Вряд ли такая деятельность вызовет какое-то раздражение в обществе".