Таможня не дает "добро"


Проблема электронной коммерции в том, что, будучи потенциально глобальной, она пока таковой не является и скорее всего не скоро станет. Большинство компаний, специализирующихся на электронной коммерции, расположены в США, и многие из них ориентируются в первую очередь на местных потребителей. А начать всерьез окучивать мировой рынок электронным торговцам мешает обычная невиртуальная таможня.

Forrester Research на основе опроса руководителей 40 компаний электронной коммерции утверждает, что 85% интернет-компаний не способны выполнять заказы, поступающие из других стран.

По данным исследовательской компании International Data Corporation, в 2003 г. объем электронной торговли вырастет до $1300 млрд (для сравнения: в прошлом году он составил $111 млрд). При этом на сделки между компаниями и частными лицами пришлось всего 28% от прошлогоднего объема.

На самом деле эта проблема включает несколько аспектов: клиентов интернет-магазинов редко ставят в известность о сборах, которые им предстоит заплатить; на продавцов давят таможенные службы десятков стран, требующие предоставить различную информацию; наконец, руководство таможенных служб едва поспевает за темпами развития электронной коммерции.

"Таможенные процедуры могут оказаться самой серьезной преградой из когда-либо существовавших на пути свободного передвижения товаров на международном рынке", - говорит Патриция Макколи, заместитель директора Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Вместе с тем бум электронной коммерции заставил ВТамО призвать своих членов усовершенствовать действующие в их странах таможенные процедуры. В июне прошлого года четырехлетние переговоры между членами ВТамО завершились наконец пересмотром Киотской конвенции о международных таможенных процедурах, действовавшей последние 25 лет.

В числе нескольких сотен внесенных поправок - требования, ускоряющие таможенную очистку, требования в части обеспечения таможенных служб информационными технологиями и повышения информационной прозрачности в работе таможенников. Единственная проблема заключается в том, что для превращения проекта в новую конвенцию под ними должны подписаться не менее 40 из 61 подписанта Киотской версии. На сегодняшний день подписи под решением организации поставили лишь представители четырех развивающихся стран.

Пока руководители ВТамО пытаются изменить существующее положение, свое решение предложила небольшая американо-израильская фирма, недавно появившаяся на свет.Global Commerce Zone (www.gczone.com) разработала план, призванный устранить преграды на пути развития электронной коммерции.

К концу нынешнего года компания начнет информировать потребителей о точной стоимости доставки товара, купленного в интернет-магазине. В базу данных компании будет внесена информация о таможенных сборах в различных странах, и с этой информацией сможет ознакомиться любой покупатель, выбравший конкретный товар из каталога какой-либо интернеткомпании.

"Разрабатываемая нами система позволит собрать и обобщить всю информацию о налогах и сборах, действующих в отношении каждого товара", - говорит Боаз Флетчер, генеральный директор Global CommerceZone. Финансовое обеспечение проекта предоставляет израильская компания BRM Technologies, которая специализируется на инвестировании в интернет-бизнес.

Global CommerceZone пытается заключить соглашение с таможенными управлениями нескольких стран Европы, разрешающее покупателю переводить таможенные сборы через Интернет продавцу товара. Продавцы будут переводить сборы на счет Global CommerceZone, которая уже будет расплачиваться с таможенниками.

Пилотный проект будет запущен в июне, в нем примут участие таможенные службы 10 - 15 стран. (FT)