Как приход акционеров "Сибнефти" повлияет на ситуацию на алюминиевом рынке?
Учитывая то, что новая группа приобрела уже акции Ачинского глиноземного комбината, и зная отношения Березовского и Лебедя, я думаю, что у "Сибирского алюминия" нет больше шансов в отношении КрАЗа. Новокузнецкий алюминиевый, я думаю, "Сибирский алюминий" теперь тоже фактически потерял. Так что сейчас единственный вопрос - сможет ли "Сибирский алюминий" выиграть конкурс по Николаевскому глиноземному заводу.
На данный момент шансы у него довольно велики. В этом конкурсе выставляются всего 30% из 55% -ного пакета. К тому же "Сибирский алюминий" и без того уже владеет 30% акций, которые он купил у трудового коллектива. То есть нынешней покупки 30% теперь будет достаточно для установления контроля "Сибирского алюминия" над предприятием. Николаевский глиноземный в таком случае может стать основным поставщиком "Сибирского алюминия" по глинозему, заменив тем самым Ачинский комби нат. Правда, в транспортном отношении потеря Ачинского глиноземного - это минус для "Сибирского алюминия", поскольку разница в расстоянии между ними, конечно же, ощутима. Саму же покупку Березовским и Абрамовичем алюминиевых активов я оцениваю просто как смену приоритетов.
Это, скорее, перекладка капитала в бизнес, который, по их мнению, может принести больше доходов. Что же касается возможного потеснения новой алюминиевой группой "Сибирского алюминия" на тех предприятиях, где он сейчас присутствует, то такие шансы я оцениваю слабо. У "Сибирского алюминия" достаточно прочные позиции: он либо обладает контрольным пакетом предприятий, либо имеет вообще 75% акций. То есть рассчитывать здесь не на что. "Сибирский алюминий" покупал предприятия фактически полностью. Кроме того, он так структурировал свои активы, что создал длинные взаимоувязанные цепочки. Например, Саянский алюминиевый завод алюминиевым как таковым назвать трудно. Потому что на его балансе находятся только непроизводственные активы. Основные же активы были выделены в отдельные общества. Так что завязано здесь все очень крепко. Столкновение этих двух групп на алюминиевом рынке в России в будущем возможно. И, учитывая политические лоббистские возможности новой группы, в которую входят Березовский и Абрамович, ее шансы на победу в любом противостоянии с "Сибирским алюминием" выглядят более предпочтительно. Но на данный момент я думаю, что вопросы с КрАЗом и НкАЗом уже фактически решены, и не в пользу "Сибирского алюминия", так что поводов для противостояния у данных групп не существует.
Александр Агибалов
По большому счету, я не думаю, что это должно как-то отразиться на общей ситуации в алюминиевой промышленности. Здесь, скорее, можно отталкиваться от того, что побудило Черного и Рубина избавиться от активов, а новых участников алюминиевой промышленности проявить к этим активам интерес. Одна из возможных причин произошедшего, на мой взгляд, может заключаться в том, что новые владельцы полагают: у них больше возможностей и шансов каким-то образом воспрепятствовать агрессивным действиям правительства в вопросе отмены внешнего толлинга. Возможно, новая группа попытается пресечь попытки "Сибирского алюминия" установить контроль над Новокузнецким алюминиевым заводом и начатое в прошлом году наступление на Красноярский алюминиевый завод. Но тут прогнозировать что-либо с уверенностью пока трудно. Что касается "Сибирского алюминия", то, мне кажется, их основная проблема в том, что, пока их проект, связанный с Саяно-Шушенской ГРЭС, полностью застрял, там нет аб солютно никакого прогресса. И для компании это более существенная трудность на данный момент, нежели появление Березовского и Абрамовича в алюминиевом секторе.
Михаил Селезнев
Происходящий процесс можно интерпретировать как консолидацию в алюминиевом бизнесе, в ходе которой одна из сторон усиливается. И до этого главными участниками алюминиевого рынка были две группы со своими партнерами. Но теперь TWG передает активы лицам, которые имеют достаточный политический вес, чтобы сохранить самостоятельность. В принципе, для алюминиевого бизнеса ситуация сейчас достаточно благоприятная и перспективы очень хорошие - прогнозируется, в частности, рост цен на алюминий. Так что даже принятые правительством ужесточения по режиму толлинга слабо повлияли на прибыльность компаний. Поэтому на решение TWG, видимо, оказало воздействие то, что наступление "Сибирского алюминия" становилось столь мощным, что понадобилось консолидироваться. Но я не думаю, что от прихода в алюминиевую отрасль акционеров "Сибнефти" позиции "Сибирского алюминия" сильно пошатнутся. Борьба за НкАЗ и КрАЗ теперь, несомненно, возобновится, и "Сибирскому алюминию" придется иметь дело уже с усиленной командой. Исход этой борьбы пока что не ясен. Но, я думаю, на алюминиевом рынке сохранится некое равновесие. Хотя многое зависит от того, насколько новые акционеры смогут найти общий язык с губернаторами, с местными властями, смогут ли они так же хорошо взаимодействовать с поставщиками сырья, смогут ли они уладить конфликты с РАО ЕЭС.