Австрия больше не ждет гостей


ВЕНА - Какая страна приняла 180 000 венгерских эмигрантов, когда в 1956 г. советские танки вошли в Будапешт? И 162 000 чехов и словаков - после событий Пражской весны 1968 г.? И 33 000 поляков, когда в 1980 г. коммунисты разгромили движение "Солидарность"? И тысячи вьетнамцев, иракцев, иранцев, афганцев и африканцев, спасавшихся от проблем в своих странах? И 90 000 боснийцев, бежавших из распавшейся Югославии в 1990-е гг.? Эта страна - Австрия. Столь значительный приток иммигрантов можно объяснить ее географическим положением в центре Европы.

В свою очередь, именно количество прибывших в страну за последние десятилетия иностранцев объясняет, вероятно, ту неприязнь к ним, на которой сыграла австрийская Партия свободы во время последних выборов.

Многие эмигрантские организации беспокоятся, что Партия свободы, войдя в австрийское правительство, начнет воплощать свои антииммигрантские лозунги на практике. Эти опасения захватили практически все страны Европейского союза, поскольку ситуация в Австрии во многом отражает их собственные проблемы, а именно рост поддержки населением партий, выступающих против "засилья" иностранцев. В определенном смысле Западная Европа расплачивается за неудачные попытки способствовать разрешению конфликта в Югославии мирными средствами. Призывы лидера Партии свободы Йорга Хайдера начали находить отклик среди соотечественников в начале 1990-х гг., когда в страну хлынули беженцы из Югославии, спасавшиеся от военных действий. Сначала прибыли 13 000 хорватов, затем 90 000 боснийцев. В прошлом значительная часть иммигрантов отправлялась затем в другие страны или возвращалась домой. Однако югославские беженцы, в частности 60 000 боснийцев, по-прежнему живут в Австрии.

Партия свободы использовала рост антииммигрантских настроений. Хайдер выступил с призывом ограничить деятельность иностранцев и запретить иммиграцию. А во время проходившей осенью предвыборной кампании партия использовала лозунг, сильно напоминавший нацистский, - "Остановить засилье иностранцев! "Под этим лозунгом ей удалось собрать 27% голосов, что позволило ей войти в правительство. Министром финансов в нем был назначен член партии Карл-Хайнц Грассер. В ноябре 1996 г., будучи вице-губернатором Каринтии, он издал директиву, обязывающую строительные фирмы, выполняющие общественные работы, принимать на работу только австрийцев или выходцев из стран ЕС.

Включив в правительство правых националистов, Австрия оказалась в сложном положении. 14 стран ЕС ввели против нее санкции, и в понедельник министру иностранных дел Австрии Бените Ферреро-Вальднер не удалось убедить коллег восстановить отношения с Веной в полном объеме. Она подчеркнула, что Австрия готова следовать политике европейской интеграции в рамках договоренностей между странами ЕС.

Она также указала на то, что Хайдер "не является членом федерального правительства" и что на международной арене Австрию могут представлять лишь три человека: президент, канцлер и министр иностранных дел. Однако министр иностранных дел Великобритании Робин Кук заявил, что санкции будут действовать до тех пор, пока у власти находится нынешнее правительство Австрии.

Между тем изоляция Австрии осложнит реформирование процедур по принятию решений в ЕС. Для этой цели создана межправительственная конференция, первая сессия которой открылась в понедельник. Министр иностранных дел Бельгии Луи Мишель заявил, что его правительство предложит пакет мер, которые позволили бы в будущем добиваться эффективного разрешения ситуаций, подобных той, что сегодня сложилась в Австрии. (WSJ)