Наполеоновские планы IKEA


СТОКГОЛЬМ - Как стало известно "Ведомостям", компания IKEA хочет построить в Химках уже не просто мебельный салон, а целый торговый город за $200 млн, в котором средний покупатель должен будет найти все, на что у него хватит денег.

Вслед за мебельным центром, который начнет работать 22 марта, на принадлежащей IKEA в Химках площади в 55 га появятся гипермаркет, кинотеатр, торговый центр "Все для дома", магазин по продаже одежды, офисных принадлежностей, аксессуаров и т. д.

Как сообщил "Ведомостям" глава IKEA Russia Леннарт Дальгрен, к возведению торгового города планируется приступить в следующем году. Его стоимость будет не меньше $200 млн, но IKEA вложит лишь небольшую часть этой суммы, а остальное добавят крупнейшие мировые компании, развивающие сети супермаркетов и специализированных магазинов, заведения общественного питания. Имена будущих обитателей "шведских Химок" Дальгрен не называет, поскольку "почти все потенциальные партнеры объявят о своих планах в отношении России только после президентских выборов в этой стране". По его словам, "это могут быть такие торговые сети, как Carefour, Wal-Mart, Metro, Aldi, Office-Depot", - все те, с кем IKEA и конкурирует, и сотрудничает во всем мире.

Основанная в Швеции группа компаний IKEA принадлежит нидерландскому фонду Stichting Ingka Foundation. Головной компанией в группе является Ingka Holding B.V., также расположенная в Нидерландах. Группа IKEA имеет сегодня 154 магазина в 28 странах, ее оборот в прошлом году составил порядка $8 млрд. В мебельном магазине в Химках будет продаваться 5500 наименований продукции, 10% товаров будут отечественными. Помимо организации торгового города в Химках, IKEA собирается открыть еще трипять собственных магазинов в Москве и пригороде. Через три года оборот каждого магазина должен составить порядка $100 млн, а прибыль они дадут через два года.

То, что торговый город IKEA напоминает концепцию гипермаркета "Рамстор", похоже, не пугает представителей этой сети магазинов-гигантов. "Я не думаю, что IKEA уведет у нас много клиентов, - говорит Анастасия Кармазина, директор по рекламе компании "Рамэнка". - Расстояния, отделяющие магазины, все же будут сказываться".

На других развивающихся рынках, в частности в Восточной Европе, IKEA пока опережает своих транснациональных конкурентов, и,по словам Дальгрена, этот опыт обещает группе большие перспективы и в России. "Мы не акционерное общество, а частная семейная компания, и поэтому можем позволить себе рисковать, - говорит Дальгрен. - Мы оптимисты, но еще не знаем, как россияне воспримут IKEA".

Все станет ясно через месяц, после открытия мебельного салона. Дальгрен подчеркнул, что в России широко представлена либо дорогая импортная мебель, либо дешевая отечественная. Средняя ниша, по его мнению, свободна, и ее займет IKEA. Однако Денис Шраго, руководитель отдела маркетинга представительства датской мебельной компании Club 8, напротив, считает, что мебель средней цены в России сейчас не очень популярна.

Однако выход IKEA на российский рынок будет поддерживаться рекламной кампанией в $2 млн. Реклама мебельного центра уже с начала месяца появится на телевидении, в метро, на улицах. К тому же это еще вопрос, в какой именно ценовой сегмент российского рынка попадут товары IKEA. В первое время цены в российских магазинах компании будут выше, чем в зарубежных. Понизить их IKEA рассчитывает, только построив в России два собственных завода стоимостью $20 млн.

Эта часть стратегии группы вызывает беспокойство российских мебельщиков. Генеральный директор старейшей российской мебельной компании "Феликс" Илья Кондратьев полагает, что, если правительство выделит IKEA дополнительные льготы, это будет нечестно по отношению к российским производителям.