Кто может стать новым директором-распорядителем МВФ?
До недавнего времени можно было бы сказать, что наиболее вероятным претендентом является замминистра финансов Германии Кайо Кох-Везер, тем более вполне очевидно, что главой МВФ должен быть, скорее всего, европеец. Но после того, как возникла кандидатура бывшего премьер-министра Франции Лорана Фабиуса, шансы КохВезера уменьшились, к тому же немца не слишком принимают американцы.
Очевидно, что для прохождения той или иной кандидатуры необходима поддержка Европы и лучше, если бы это была единая, консолидированная фигура. Многое будет решаться путем договоренностей между странами. И здесь могут действовать самые различные факторы. Против француза, например, может сыграть то, что до него Мишель Камдессю, тоже представитель Франции, уже возглавлял МВФ несколько лет.
Что касается кандидатуры, наиболее приемлемой для России, то здесь трудно что-либо прогнозировать. Мне кажется, отношение к России будет примерно одинаковое у всех, кого бы ни выбрали директором, и этот подход будет укладываться в общую стратегию фонда.
Александр Астапович
Традиционно директор МВФ избирался из числа европейских кандидатов, и в частности французов. Но в данный момент основных претендентов осталось двое. Это Кайо Кох-Везер из Германии и Эйсуке Сакакибару из Японии. А три основные силы, которые участвуют в назначении директора, - это Америка, ЕС и Япония. И вряд ли США, которые и так имеют достаточное влияние на МВФ, будут добиваться назначения кого-то из своих. Что касается перспектив для России, то основные решения МВФ скорее определяются советом директоров, а не конкретно исполнительным директором, поэтому его влияние здесь будет не слишком большим. Но не исключено, что в случае прихода японца политика фонда будет несколько смещена в сторону японского видения роли МВФ. А в случае прихода Кох-Везера та жесткая позиция, которую занимает Европа в отношении России в связи с войной в Чечне, потенциально может найти свое отражение и в линии МВФ.
Дмитрий Савин
Я думаю, что для России в целом приемлем любой человек во главе фонда.
Конечно, должность руководителя МВФ для нас очень важна, но и Россия для фонда - тоже. Поэтому так или иначе здесь все равно надо будет находить общий язык и общее понимание проблем. А опыт показывает, что практически любой иностранец, который хочет разобраться в том, что происходит в России, делает это - и примерно в одном и том же направлении. Поэтому говорить, кто лучше, кто хуже, - неправильно. Я думаю, у европейцев шансов больше, чем у японца Сакакибару, потому что японская модель экономики сама по себе достаточно специфическая, и я не думаю, что американцы и европейцы согласятся на это предложение.
Сергей Алексашенко
Пока о наиболее вероятном претенденте говорить сложно. А говоря о том, кто лучше для России, все-таки стоит учитывать, что МВФ - демократическая организация и там не так уж много зависит от конкретного руководителя. Это, возможно, имеет значение на уровне технических аспектов договоренностей. А что касается каких-то кардинальных стратегических решений, то на них всегда оказывает влияние руководство таких стран, как США, Великобритания, Германия.
Поэтому не надо переоценивать роль директора-распорядителя фонда.
Денис Родионов
Более вероятным является вариант исполнения обязанностей Стэнли Фишером до годового собрания фонда, т. е. до октября. Это может произойти прежде всего в силу того, что основные страны еще не договорились о кандидатуре. Сейчас очевидно, что по формальным основаниям отпадает немецкий кандидат Кох-Везер, поскольку он всего лишь замминистра финансов с годовым стажем работы, а должность директора-распорядителя - это как бы премьерская должность. По этой же причине может отпасть и японский кандидат, тоже замминистра финансов Сакакибару. В этой связи более предпочтительным является кандидат от англичан и кандидат от французов Лоран Фабиус. Также надо учитывать, что есть еще одна важная возможность объединение пакета Европейского союза, который превысит пакет США, и не исключено биполярное воздействие на этот процесс. Для России важно, чтобы процесс назначения нового директора был связан с транспарентной схемой трасформации самого МВФ. И затяжка с выбором кандидата как раз связана с тем, что надо определиться, что делать с фондом. России выгодно прямое общение с МВФ, когда за спиной организации не стоят политически ангажированные старшие акционеры. Поэтому фигура директора-распорядителя должна быть самостоятельной и умеющей отстаивать свою точку зрения.
Александр Шохин
Для России в целом лучше было бы сохранение традиции назначать на пост исполнительного директора МВФ представителя европейской страны. В настоящий момент достаточно трудно обозначить наиболее вероятную кандидатуру на данный пост. Не исключено, что на этой должности будет временно оставаться Стэнли Фишер, что устроит американскую сторону, пока не будет найден необходимый консенсус и фигура, устраивающая всех.