$500 млн в Интернет
Одна из компаний "большой пятерки", Arthur Andersen, заявила о создании венчурного фонда в $500 млн для инвестирования в компании, только начинающие работать в Интернете. Стремительно развивающаяся электронная коммерция, как оказалось, обладает такой притягательностью, что даже суровые аудиторы отвлекаются от любимого дела, дабы не отстать от жизни.
Arthur Andersen - первая из компаний "большой пятерки", решившаяся на создание подобного фонда, который вместо традиционных процентов принимает оплату в виде акций компаний - дебютантов в Интернете.
По словам старшего партнера Arthur Andersen Джима Вадиа, фонд, названный Arthur Andersen Ventures, намерен приобретать акции в новорожденных интернет-компаниях на сумму от $50 до $100 млн в год - все это в качестве платы за предоставление консалтинговых или иных услуг. Вадиа, по его словам, надеется, что со временем все 77 000 сотрудников его фирмы станут владельцами долей в новом фонде.
По его собственному признанию, Вадиа не заботит ситуация, при которой фонду придется одновременно оказывать поддержку конкурирующим компаниям. Он отметил, что каждый месяц разбирает 20 подобных ситуаций.
"Это свидетельство успеха, - говорит Вадиа. Наша клиентура продолжает расти".
Единственная проблема в том, что, инвестируя в компании, консультанты сужают свою потенциальную аудиторию: владеть акциями клиентов им не позволяет этический кодекс.
Более того, сейчас в Комиссии по ценным бумагам и биржам США идет расследование фактов нарушения аудиторскими фирмами именно этих правил. Оно было начато после того, как проверка деятельности PricewaterhouseCoopers показала, что многие сотрудники и партнеры фирмы в нарушение правил владеют акциями компаний, приобретавших у PWC аудит-услуги.
Почти половина партнеров, а также другие сотрудники PricewaterhouseCoopers, вкладывали средства в компании, пользовавшиеся аудиторскими услугами этой фирмы, в обход правил комиссии. Как заявляют представители PricewaterhouseCoopers, они обязали нарушителей продать свои доли и уволили 10 сотрудников - в том числе пятерых партнеров.
Остальные компании "большой пятерки" Arthur Andersen, Ernst&Young, Deloitte & Touche и KPMG - утверждают, что ни их сотрудники, ни сами компании не вкладывали свои средства в активы фирм, аудиторской проверкой которых занимались.
Подобно другим консалтинговым компаниям, уже на протяжении нескольких десятилетий инвестирующим в бизнес своих клиентов, KPMG признает, что за последние три года "вложилась" в 15 компаний, которым оказывала консалтинговые (не аудиторские) услуги.
Ernst&Young также признала существование подобной инвестиционной практики.
Джим Вадиа заявляет о своем намерении проследить за тем, чтобы деятельность нового фонда самым строгим образом соответствовала правилам КЦББ. "Развитие рынка ставит нас в условия, когда мы не можем оставаться внутри своей раковины, - добавляет представитель Arthur Andersen Мэтт Гонринг. - В противном случае мы перестанем развиваться".
Фонд Arthur Andersen появился вскоре после создания подобного фонда в $1 млрд у Andersen Consulting. Обе компании являются подразделениями материнской компании Andersen Worldwide. Вадиа считает, что оба фонда могут работать с одними и теми же компаниями, но в разных областях: "Andersen Consulting в основном занимается услугами в области технологий, в то время как мы предоставляем консалтинговые услуги - оказывая, например, помощь компаниям в создании собственной страницы в Интернете". (WSJ)