Каковы перспективы создания Государственной нефтяной компании?
Объединение государственных нефтяных компаний - это не только способ улучшения государственного управления их ресурсами. Это путь существенного снижения себестоимости, уменьшения бюджетных расходов и увеличения доходов. Кроме того, ГНК - сильный конкурент для частных компаний, способный разрушить сложившиеся региональные монополии. Крупная компания должна стать стабилизатором внутренних цен, что также ведет к снижению бюджетных расходов. Это эффективный инструмент проведения государством осмысленной промышленной политики. Тезис противников ГНК о том, что государство не может достойно управлять своей собственностью, уже опровергнут и "Роснефтью", и "Славнефтью".
Поэтому, безусловно, укрупнение государственных нефтяных компаний перспективнее, чем распродажа их почастям для сиюминутного пополнения бюджета. Но, несмотря на очевидные преимущества такого решения, пока трудно сказать, когда ГНК будет создана.
Сергей Генералов
Я считаю, что государство прежде всего должно ответить для себя на основной вопрос: хочет ли оно владеть собственностью и ею управлять? Если да, то отсюда мы вернемся ко временам 10-летней давности, когда все было в руках государства и государство всем управляло. То, что оно управляло плохо, мне кажется, это понятно. Или же государство должно решить для себя, что хочет эффективно управлять своей собственностью. В таком случае оно должно найти эффективного собственника, с которого можно требоватьприбыль, дивиденды, а также выполнения различных задач. Какой смысл в государственной компании, когда есть "Роснефть", "Славнефть", "ОНАКО", "Зарубежнефть"? Зачем придумывать какие-то другие механизмы, когда можно просто эффективно управлять своей собственностью? Когда государство почувствовало, что не может управлять, начались поиски.
Александр Василенко
Создание такой компании будет связано прежде всего с политическими аспектами. С другой стороны, мне представляется целесообразным создание стройного стабилизатора на нефтяном рынке. И государственная нефтяная компания могла бы выполнять эту роль. Какой-то рычаг регулирования, зависимый от государства и не зависящий от частных компаний, на мой взгляд, нужен. Но стоит ли создавать такую компанию на основе трех компаний, о которых говорят сейчас, или на какой-то другой основе, пока однозначно ответить нельзя. О конкретных проектах говорить еще преждевременно.
Эдуард Грушевенко
Это было бы полезно для обеспечения народного хозяйства топливом с точки зрения ценового регулирования и в плане решения каких-то пожарных вопросов. Правда, при этом государственная компания на рынке оказалась бы в худшем положении, чем остальные нефтяные компании, но правительство могло бы компенсировать это рядом льгот и преференций. Поэтому вполне можно допустить, что такая компания могла бы нормально существовать даже при не совсем рыночном управлении. Но основной вопрос в другом. Ведь в случае создания госхолдинга все может снова получиться не так, как планировалось. То есть контроль над компанией может, по сути, принадлежать не государству, а каким-то заинтересованным лицам. И, кроме того, на мой взгляд, сейчас осталось мало ресурсов для полноценной государственной компании. "Славнефть", "Роснефть и "ОНАКО" в настоящий момент всетаки не лучший материал для создания такой компании.
Владимир Носов
Я думаю, что вероятность появления государственной нефтяной компании не очень высока. И еще ниже целесообразность ее появления. ГНК вряд ли будет создана, потому что, во-первых, существует немало желающих приобрести ту собственность, которая могла бы войти в ГНК, и, во-вторых, бюджет сейчас нуждается в деньгах. Поэтому скорее будут продавать пакеты акций "Славнефти" и "Роснефти", нежели из этих компаний будет создаваться госхолдинг. Кроме того, я не вижу никаких особенных центров поддержки этой идеи в правительстве. Невысокая целесообразность же объясняется тем, что создание ГНК никоим образом не позволит максимизировать бюджетные доходы. Ведь ГНК вполне может превратиться в очередную "кормушку". Для фондового рынка было бы лучше, чтобы нефтяной сектор коммерциализировался и дальше, а не двигался в сторону госрегулирования.