Частное лицо года


25-летний Александр Тиньгаев, в прошлом работник Минфина, уже полгода судится со своим бывшим работодателем.

Но это не трудовой спор, разбирательство, способное повлиять на переговоры России с кредиторами.

Зарабатывает Саша неплохо. Как "продвинутый" инвестор - как-никак выпускник Университета коммерции (бывший Институт советской торговли), работал в Минфине, он решил вложить деньги не через банк, а напрямую. Его выбор пал на облигации внутреннего валютного займа. "На тот момент эти бумаги имели максимальный рейтинг, к тому же они валютные, - говорит Александр. - А еврооблигации физическим лицам недоступны".

Летом прошлого года, еще до дефолта, он приобрел три облигации 3-го транша на $30 000 по номиналу, которые должны были гаситься в мае этого года.

Но погашены они не были. Тогдашний министр финансов Михаил Задорнов обратился к инвесторам с просьбой войти в положение и не предъявлять бумаги к погашению.

Большинство так и поступили, причем не столько из гражданских чувств, сколько от безысходности - никто не горел желанием бороться с государственной машиной. Однако несколько самых отчаянных пошли в суд. Где, ко всеобщему изумлению, простой рязанский парень Александр Тиньгаев получил на руки исполнительный лист. Да не простой, с формулировкой "Подлежит немедленному исполнению в полном объеме". Вслед за Александром дела выиграли еще несколько граждан. Никакого исполнения, разумеется, не последовало. А последовали апелляции и давление на несговорчивых инвесторов, с одной стороны, и на суды - с другой. Казалось, все встает на свои места. Судья, вынесшая решение в пользу Александра, - редчайший случай - отменяет свое собственное решение. Все истцы дают объяснения налоговой полиции.

Однако Минфину попался крепкий орешек. Александр решил идти до конца. "Мне нужны мои деньги, - объясняет он. - Когда я покупал бумаги, мне и в голову не могло прийти, что их не погасят". В подтверждение своих слов Александр показывает ответ из Минфина на свой запрос о том, будет ли погашен 3-й транш "вэбовок". Замминистра финансов пишет, что Минфин признает этот долг и деньги в проекте бюджета-1999 на это выделены.

К борьбе с Минфином Александр подготовился во всеоружии. Он подал не иск, но жалобу на неправомерные действия чиновников Минфина, которые лишили его возможности распоряжаться своими деньгами. В случае успеха будут приняты меры по исполнению его прав. На возражения Минфина о том, что, заплатив ему, он не заплатит остальным кредиторам, он напоминает о 66 млрд руб., выделенных в бюджете на внутренний долг, к которому относятся "вэбовки".

В ноябре Минфин предложил инвесторам обменять ОВВЗ на новые валютные бумаги с погашением в 2006 - 2007 гг. Но Александр настроен идти до конца. Теперь он намерен привлечь должностных лиц Минфина к ответственности. Уже после решения суда в его пользу он получил письмо от замминистра финансов Вадима Волкова, который сообщал, что по известным причинам погасить бумаги не может. "Я создаю прецедент, - скромно заявляет он. - Если я выиграю, любой человек сможет подать жалобу на действия чиновников, на ту же войну в Чечне. Этого они и боятся".