Виртуальное беззаконие
Недавно в Вашингтоне прошла специальная конференция, посвященная юридическим проблемам, связанным с появлением электронной коммерции. Существование таких проблем дает пищу для размышлений и заработок многим юристам, специализирующимся в области бизнеса в Интернете. Однако росту объемов электронной коммерции эти проблемы никак не способствуют.
Самый актуальный вопрос: “Чьи законы должны применяться?” Если американка поскользнулась и упала в каком-нибудь итальянском отеле, может ли она подать в суд штата Нью-Джерси, поскольку она узнала об отеле из рекламы в Интернете – Сети без границ? Когда рождественская елка загорается и во время пожара гибнут люди, может ли магазин, где была куплена елка, подать в американский суд на производителя елок в Гонконге потому, что у производителя есть сайт в Интернете?
В обоих этих случаях американские суды сказали “нет”. Однако вопросы эти все же существуют и в США, и в других странах: “Какие потребительские законы, законы составления контрактов, законы защиты личности и частной собственности и т. д. применимы в электронной коммерции? Где происходит сделка? Как разрешать конфликты интересов?”
Американские суды начали разрабатывать предварительные стандарты разрешения подобных вопросов. Специалисты принимают во внимание степень интерактивности сайта, в первую очередь это касается сайтов, производящих продажи. Если сайт компании из Род-Айленда носит чисто информационный характер, то житель Мичигана скорее всего не получит право подать на нее в суд в своем штате. Но если компания продает жителю Мичигана товар по Сети, то, вероятнее всего, могут быть применены законы его штата.
В случае с покупками через Интернет у иностранных компаний ситуация гораздо более запутанная. В ЕС, например, готовится проект директивы по электронной коммерции, согласно которому при покупке товаров через Сеть применяется законодательство страны покупателя. Аналитики критикуют такой подход, поскольку он явно не способствует повышению эффективности приобретающей глобальные масштабы торговли.
Еще одним местом, где сталкиваются территориальные и глобальные интересы, являются домены (имена сайтов), оканчивающиеся на .com. Одинаковые торговые марки могут существовать в разных странах, поскольку они имеют географические ограничения. Но домены глобальны и поэтому должны быть уникальными. Недавно для решения спорных вопросов, касающихся доменов, была создана специальная международная организация. Она уполномочена выбирать и применять законы из любого законодательства путем обязательного обращения в арбитражный суд. Многие специалисты надеются, что именно усилиями такого рода неправительственных организаций будет разрабатываться законодательство для Интернета.
Существуют и более сложные проблемы. Может ли одна компания использовать название другой на своем сайте в качестве так называемого “мета-ярлыка” или невидимой бирки: этот трюк многие проделывают для того, чтобы их сайт выдавался в результате поиска вместо имени конкурента. А каким образом компании могут защитить себя от ответственности за то, что будет находиться по ссылке, размещенной на их сайте? О вопросах анонимности в Сети лучше вообще не задумываться – и в этой области все запущено. А как американской компании не оказаться, к примеру, нарушителем закона об экспорте, если среди ее покупателей окажутся ливийцы?
Много неясностей и в вопросах защиты личности: как защититься от электронного вмешательства в частную жизнь в мире, где интернет-компании получают информацию о клиентах, не спрашивая их разрешения? В конце концов все это варианты вопроса, который был задан вначале: “Как может быть безграничным бизнес, когда таковым не является закон?” Ответа пока нет ни у кого. (FT)