Ирак отверг резолюцию ООН


По словам министра иностранных дел Тарика Азиза, она не отвечает “законному требованию Ирака, который выполнил все соглашения о разоружении, немедленно отменить санкции”. “Ирак готов принять все меры по защите суверенитета и своих законных прав”, – заявил Азиз, обвинив США и Великобританию – основных сторонников резолюции – в попытке “обмануть международное общественное мнение”.

Одно из положений резолюции отменяет квоту в $5,26 млрд – сумма, на которую Ирак мог в течение полугода продавать нефть в обмен на продовольствие и медикаменты. Квота отменяется вне зависимости от того, смогут ли военные инспекторы вернуться в Ирак. Несмотря на это обстоятельство, цены на нефть в пятницу существенно не менялись. Цена на Brent даже слегка выросла за день, достигнув уровня в $25,53 к закрытию торгов на лондонской Международной нефтяной бирже (IPE).

Принятая ООН резолюция содержит положение о создании новой комиссии, которая должна возобновить инспекции и наблюдать за уничтожением иракского биологического и химического оружия, а также средств их доставки. Наблюдать за иракской ядерной программой по-прежнему будет Международное агентство по атомной энергии. Если по результатам проверки будут получены ответы на волнующие ООН вопросы, предполагается рассмотреть вопрос о приостановке действия наложенных еще в 1990 г. санкций на 120 дней. Этот период может постоянно возобновляться, если Ирак и в дальнейшем будет продолжать эффективное сотрудничество с ООН.

Из 15 членов Совета Безопасности Россия, Китай, Франция и Малайзия воздержались от голосования по резолюции. Таким образом, они не препятствовали ее принятию, однако отказ от голосования подорвал усилия США и Великобритании, которые хотели дать понять Багдаду, что Совет Безопасности будет жестко настаивать на выполнении всех своих требований.

Россия и Китай предлагали приостановить санкции, если Ирак согласится на возвращение военных инспекторов. США и Великобритания настаивали на более длительном периоде перед временной отменой санкций, решение о которой в любом случае может быть принято лишь после того, как Ирак даст ответы на интересующие ООН вопросы. В результате итоговый текст резолюции довольно туманно определяет тот объем сотрудничества со стороны Ирака, который позволит облегчить положение страны. Именно эта неопределенность стала причиной отказа Франции от голосования. О ней же сказал и Азиз, назвавший условия сотрудничества “жесткими” и “двусмысленными”, “направленными на то, чтобы лишить смысла любую приостановку санкций, если таковая вообще когда-либо будет иметь место”.

Нынешний кризис в отношениях между Ираком и ООН начался около года назад, когда военные инспекторы покинули Багдад за день до того, как американские и британские самолеты стали наносить удары в наказание за то, что Ирак отказался сотрудничать с инспекторами в той мере, в которой этого требовала ООН. С тех пор Ирак ни разу не согласился на возвращение инспекторов, требуя полной и безусловной отмены санкций. (FT, DJ)