Как обустроить Балканы


По словам Шаповальянца, российские компании могут стать акционерами нефтеперерабатывающих заводов в городах Нови-Сад и Панчево, а также получить в управление объекты транспортной инфраструктуры (на условиях концессии).

Среди предприятий, наиболее интересных для российских компаний, можно также назвать объекты энергетики (ТЭЦ в городах Крушевац, Приштина и др.), фармацевтические заводы “Здравле” и “Галеника” (последний принадлежал американской ICN Pharmaceuticals и был национализирован накануне балканской войны).

Югославской стороне представлен список из более чем 80 предложений российских предприятий, желающих участвовать в восстановлении страны. Перечень пока носит общий характер, но уже сейчас можно предположить, какие российские компании претендуют на доли собственности и концессии в Югославии.

Так, к нефтеперерабатывающим заводам в Нови-Саде и Панчеве может проявить интерес “ЛУКОЙЛ”. Компания уже владеет НПЗ в Румынии и Болгарии и заинтересована в расширении мощностей по переработке нефти в Европе. Источник в пресс-службе “ЛУКОЙЛа” подтвердил “Ведомостям”, что компания еще до бомбардировок интересовалась объектами в Югославии. Впрочем, добавил он, сейчас рано говорить о планах “ЛУКОЙЛа” в этой стране.

То, что в российских нефтяных компаниях не афишируют интерес к югославским объектам, вполне объяснимо: им ни к чему ссориться с западными кредиторами – особенно сейчас, когда действует эмбарго Евросоюза на поставку энергоносителей в Югославию.

Транспортные объекты интересуют, например, корпорацию “Трансстрой”. Она, в частности, является подрядчиком по восстановлению моста через Дунай в Нови-Саде. Проект оценивается в $60 млн, и самостоятельно финансировать его компания не может. Югославы согласны с передачей его на условиях концессии.

Петербургское АО “ЛМЗ-Инжиниринг“ с июля участвует в проекте восстановления компании “Электрохозяйство Сербии” и заявляет о намерении участвовать в реконструкции электростанций “Костолац”, “Никола Тесла”, “Джердап”. А фармацевтические заводы интересны потенциальным покупателям хотя бы потому, что их продукция традиционно занимает большую часть российского импорта из Югославии (около 40% по итогам 1998 г.).

По окончании бомбардировок Югославия представляется гигантским рынком работ по восстановлению разрушенного. Его емкость оценивается не менее чем в $25–30 млрд. Представители Евросоюза давно заявили, что ЕС станет лидером программ восстановления страны. Однако Евросоюз не спешит поднимать экономику Югославии, по-прежнему возглавляемой Милошевичем и не являющейся членом ВБ, ЕБРР и Евросоюза. Основные работы по восстановлению по-прежнему касаются гуманитарных проектов в Косове, а возможность финансовой поддержки всей Югославии недвусмысленно связывается с изменением политического курса страны.

Россия в свою очередь также не имеет реального доступа к средствам международных финансовых институтов, выделяемым на восстановление югославской экономики. Созданная летом правительственная комиссия по восстановлению экономики Югославии (ее возглавляет Владимир Путин, а сопредседательствуют Андрей Шаповальянц и президент “Интерроса” Владимир Потанин) пока не может похвалиться какими-либо ощутимыми успехами. Российские бюджетные средства, предусмотренные на эти цели, минимальны. Еще в декабре 1997 г. было заключено межправительственное соглашение о российском госкредите для СРЮ в размере $150 млн на поставки российского оборудования. Открытая кредитная линия не была задействована вплоть до октября 1999 г. Недавно срок ее действия продлен до конца 2001 г., причем $70 млн будет выделено уже до конца этого года. Но очевидно, что это капля в море по сравнению с потребностями Югославии в послевоенном восстановлении экономики.

К тому же позиции сторон по поводу освоения этих средств не всегда совпадают. Так, югославская сторона просит в счет госкредита поставлять в основном нефтепродукты, о чем на переговорах напомнил югославский посол в РФ Борислав Милошевич. Это не совпадает с намерениями россиян экспортировать в Югославию оборудование (как и предусматривает кредит).

Тем временем Минэкономики всерьез рассчитывает координировать программы помощи Югославии. Для этого под эгидой министерства планируется создать унитарное госпредприятие (ГУП) “Рос-Юг“, которое выполняло бы функции генерального заказчика для обеспечения поставок, работ и услуг, а также агента по расчетам с СРЮ. Создание такого госпредприятия позволяет России (по крайней мере теоретически) принять участие в евротендерах по восстановлению Югославии. Дело в том, что соответствующие документы Евросоюза предусматривают, что в этих проектах могут участвовать лишь компании, зарегистрированные в одной из стран ЕС либо в одной из бывших республик СФРЮ, включая Югославию. Регистрация дочерней компании ГУП “Рос-Юг“ в Югославии позволила бы соблюсти это требование.