Не в деньгах счастье
Второй фильм о пародийном супершпионе Остине Пауэрсе вышел на московские экраны под галантным названием "Остин Пауэрс: шпион, который меня соблазнил". Использованный в оригинале глагол "to shag" скорее значит "трахнуть", чем "соблазнить", - недаром в Индии название было урезано, а "неприличное" слово на фонограмме убрано. Правда, посмотрев фильм, трудно понять, как индусы смогли проделать эту операцию: автомобиль Остина Пауэрса называется Shaguar, а фамилия героини - Shagwell ("А моя репутация - shag-very-well", - представляется она. В русском переводе каламбур, разумеется, пропадает: фамилия переведена как Трахуэлл).
"Остин Пауэрс" не сходит последние месяцы со страниц новостей: в прошедшие выходные в Англии задержали нескольких молодых людей, наряженных так же, как герои фильма. Из окна своего "форда" они пугали пассажиров проезжающих мимо машин игрушечными пистолетами. Еще лучшее представление об успехе новой комедии Джея Роача дают цифры. "Шпион, который меня соблазнил" не только выбил "Звездные войны" с первого места в топдесятке, но и собрал за время проката $205 млн в одних только Штатах. Мировой прокат продолжается, и похоже, что "Остин Пауэрс" соберет еще столько же, с лихвой окупив свой бюджет в $33 млн. А началось все в 1997 г., когда стоивший $17 млн фильм "Остин Пауэрс: международный человек-загадка" принес в одном только североамериканском прокате $53 млн - результат, который теперь выглядит не таким уж и впечатляющим.
В основу первого "Остина Пауэрса" было положено несколько простых идей. Роач снимал пародию на Джеймса Бонда, где суперагента играл комик Майк Майерс, сходство которого с каноническим Коннери ограничивалось волосатой грудью. Но главное заключалось в том, что замороженный в 60-х годах герой был разморожен в 90-х вместе со своим причудливым гардеробом, невообразимым сленгом, кривыми зубами и сексуальными стереотипами, не отягощенными феминизмом и эпидемией СПИДа. В результате получился фильм, ностальгически оглядывающийся на времена хиппи, свободной любви и свингующего Лондона.
В новом фильме авторы отправляют героев на машине времени обратно в 60-е, чтобы ностальгический флер уступил место безобидным шуткам доктора Зло, цитирующего "Джерри Магуаера" или "Звездные войны" к изумлению не видевших эти фильмы собеседников-шестидесятников.
Похоже, слава окончательно вскружила голову бывшей звезде телешоу Saturday Night Live: на правах автора сценария он превратил своего Остина из комического анахронизма, которым тот был в первом фильме, почти что в супергероя.
И тем не менее "девяностые в шестидесятых" оказались куда менее плодотворными, чем зеркальная им комбинация первого фильма. И потому пришлось дополнить поколенческие шутки многочисленными гэгами в стиле братьев Фарелли: Жирный Ублюдок все время грозится "навалить кучу", а Остин Пауэрс путает кофейник с сосудом, в котором хранят анализ кала. Впрочем, еще со времен "Все без ума от Мэри" стало ясно,, что от американской комедии со сборами свыше $150 млн не следует ждать хорошего вкуса; в лучшем случае - утробного хохота.