Размер имеет значение


Почти семь лет назад высокопоставленные менеджеры двух гигантов авиационной индустрии - американского Boeing и европейского консорциума Airbus - начали необычную серию переговоров. Речь шла о том, будут ли авиакомпании покупать гигантские самолеты и если будут, то не стоит ли Boeing и Airbus, двум конкурентам, объединить усилия по разработке и производству новой модели.

Технические и маркетинговые исследования проводились двумя лидерами авиационной индустрии в течение нескольких лет, и кульминацией переговоров стала двухдневная встреча представителей Boeing и Airbus в Мюнхене в апреле 1995 г.

Руководство американской компании пришло к выводу, что гигантомания обойдется дорого и компания пострадает, если возьмется за проект. Европейцы же, основываясь на тех же самых данных, пришли к совершенно противоположному мнению: Airbus пострадает, если не возьмется за создание нового суперлайнера.

И Airbus взялся. Около штаб-квартиры консорциума в Тулузе возведен огромный четырехэтажный ангар, в котором будет построена модель суперлайнера в натуральную величину. Новинка, на создание которой выделено пока $500 млн, получила на время разработки название A-3XX.

Это будет самый большой пассажирский самолет за всю историю гражданской авиации. В нем будут спиральные лестницы, лифты и широченные проходы даже в тех частях салона, где в ряд будут стоять 10 (!)кресел. Инженеры-проектировщики говорят о целых медицинских пунктах на борту и специальных зонах для путешествующих семей. Аэропортам придется модернизировать ворота, через которые пассажиры проходят из самолета в здание терминала, поскольку у нового суперлайнера двери будут расположены на двух уровнях. Вместимость самолета в зависимости от модификации составит от 650 до 1000 пассажиров, стоимость - более $12 млрд. Поставки авиалайнера могут начаться уже в 2005 г.

А что же Boeing? Американская компания в ответ на деятельность европейского конкурента принялась за модернизацию своей "рабочей лошадки" - Boeing 747, первая модель которого появилась в 1969 г.

Выделив на эти цели $2 млрд, Boeing намерена выпустить удлиненную модель 747XStretch, способную перевозить до 510 пассажиров, что на 100 человек больше, чем последняя модель 747-го. Увеличенные размеры топливных баков позволят самолету быть в воздухе до 18 часов без дозаправки.

В основе этих двух разных подходов лежат два разных взгляда на будущее. Руководство Airbus считает, что рост количества авиапассажиров, путешествующих между крупнейшими аэропортами мира, будет более быстрым, чем ост пропускной способности этих аэропортов. Таким образом, возникнет потребность в новом поколении сверхбольших самолетов. Стратегия Boeing, напротив, подразумевает тенденцию авиакомпаний к увеличению количества рейсов между небольшими городами. Специалисты американского гиганта считают, что пассажиры предпочтут относительно небольшие самолеты, которые летают между не сильно переполненными мелкими и средними аэропортами.

Так кто же прав? Компании во многих отраслях промышленности сегодня делают большие ставки на тот или иной путь развития, однако именно в авиационной отрасли ситуация всегда была особенной. Во-первых, производство самолетов требует значительных начальных капиталовложений. Во-вторых, после первых же этапов внедрения новых моделей в производство изменить что-либо уже практически невозможно. В-третьих, авиакомпании покупают самолеты не так часто. Авиалайнеры служат по нескольку десятилетий.

Эти особенности сектора означают более высокую степень инвестиционных рисков. Если Airbus окажется прав в своих предположениях о будущем, то компания получит целиком в свое распоряжение целую область рынка продаж авиационной техники. Но если эти предположения окажутся ошибочными, европейскому консорциуму грозят серьезные финансовые проблемы. Аналогично и для Boeing.

Если стратегия американской компании оправдает себя, то Boeing сможет наконец "разобраться" с европейским конкурентом, который уже заставил американцев "подвинуться" на рынке. А если не оправдает, то Boeing потеряет лидерство в секторе больших авиалайнеров, последнем секторе производства самолетов гражданской авиации, где американский гигант до сих пор сохраняет за собой пальму первенства.

Многие аналитики индустрии склоняются к тому, что ставка Airbus на сверхбольшие самолеты оправданна. В 60-х гг.

Boeing инвестировал огромные суммы в разработку 747-го, что чуть было не потопило компанию, когда первоначальный спрос на новый самолет оказался значительно ниже запланированного. Однако именно благодаря этому лайнеру Boeing впоследствии занял доминирующее положение на рынке пассажирских самолетов.

На сегодняшний день американская компания поставила уже 1220 моделей 747-го.

Те конкуренты, которые побоялись делать большие вложения, оказались на обочине.

Так, например, произошло с подразделением Douglas Aircraft корпорации McDonnell Douglas. Промедление руководства с инвестициями в модернизацию старых моделей и разработку новых стоило компании независимости.Boeing купила ее в 1997 г.

И все же большие ставки не всегда "выгорают". Достаточно привести пример с "Конкордом" в Европе или с трехмоторным авиалайнером L-1011 американской компании Lockheed. Кроме того, интересно, что при совершенно разных подходах к будущему авиаиндустрии Boeing и Airbus дают одинаковый прогноз, когда говорят о будущем. Обе компании оценивают рост пассажиропотоков в следующие 20 лет в 5%. Обе считают, что стоимость всех проданных за это время самолетов составит около $1,3 трлн. Различие есть только в одной цифре: Boeing прогнозирует объем продаж в 20 000 самолетов, а Airbus - в 15 500. Нетрудно догадаться, какого размера самолеты собирается продавать каждый из двух гигантов. (WSJ)