Отменит ли Россия квоты на экспорт нефтепродуктов по требованию МВФ?


То, что механизм квотирования никуда не годится, - об этом даже нечего говорить. И то, что его не поддерживает МВФ, - не самое главное. Интересно другое: почему правительство, желая обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами по более низким ценам, не желает применять более прямой путь - снизить налоги на эти самые нефтепродукты.

Тем более что эти налоги, в полном объеме включаемые в цену нефтепродуктов, собираются менее чем на 50%. Причем в проекте бюджета-2000 опять закладывается собираемость не выше 60%. Широко распространенной в мире практикой является снижение налогов на моторные топлива при росте цены на нефть и увеличение налогов - ри падении. Мне кажется, это более разумная политика.

Сергей Ежов

Вряд ли российское правительство на это пойдет. Потому что, во-первых, у правительства Путина это был один из способов обеспечения горюче-смазочными материалами Севера и внутренних потребностей рынка. Но более существенно то, что у правительства нет уверенности в том, что отмена экспортных квот на ГСМ является последним препятствием на пути к траншу МВФ.

Если соответствующее обещание будет дано, но будут выставлены новые условия, лицо правительства будет потеряно. Путин вряд ли захочет терять лицо накануне выборов, идя на все условия МВФ, но оставаясь без денег.

Александр Шохин

Квотирование экспорта, которое было введено Минтопэнерго, - это, безусловно, антирыночное решение. Сейчас в целом роцесс подготовки к отопительному сезону завершен. Поэтому у Минтопэнерго нет даже формальных поводов продлевать квотирование. На макроэкономическом уровне, очевидно, квотирование - это защита, даже, можно сказать, изоляция, внутреннего рынка от воздействия рыночной конъюнктуры. По-видимому, поскольку ни с макроэкономической, ни даже с чисто хозяйственно-оперативной точки зрения квотирование никак не может считаться рыночной мерой, я думаю, в нынешних условиях правительству придется ойти на то, чтобы выполнить требование МВФ.

Андрей Краснов

Многое, конечно, будет зависеть непосредственно от хода переговоров с МВФ: будет ли эта отмена обязательным условием, или можно будет откупиться чем-то другим. В то же время я не вижу причин, почему бы эти квоты не отменить. Ведь, во-первых, остается еще один регулятор - пошлины, которыми тоже можно отчасти закрыть экспорт. Другое дело, что с квотами у нас изловчились поступать своеобразным образом: фактически дифференцировать их для разных компаний. То есть это уже стала своя особая конъюнктура, такое кумовство. А пошлины есть пошлины. Но так как МВФ пока про них ничего не говорит, то можно и с пошлинами что-то гибкое придумать. К настоящему времени декларируемая причина ввода квот (для нужд села, электростанций) вроде бы уже почти отпала.

Владимир Носов

Теоретически, конечно, методы тарифного регулирования лучше, чем административные меры. Но применительно к российской экономике все обстоит несколько иначе. Экспорт - это живые деньги, а внутренний рынок весь погряз во взаимозачетах. Поэтому, даже имея пошлины, компании, возможно, предпочтут экспортировать нефтепродукты, а не продавать их на внутреннем рынке. Поэтому от отмены квот может нарушиться тот баланс между экспортом и внутренним рынком, который установился сейчас. Особенно это, конечно, касается дизельного топлива и мазута. Поэтому я считаю, что здесь нужно действовать предельно осторожно. Я очень скептически отношусь к оценке, которая предполагает увеличение бюджетных поступлений за счет отмены квот.

Сергей Дон

То, что механизм квотирования никуда не годится, - об этом даже нечего говорить. И то, что его не поддерживает МВФ, - не самое главное. Интересно другое: почему правительство, желая обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами по более низким ценам, не желает применять более прямой путь - снизить налоги на эти самые нефтепродукты.

Тем более что эти налоги, в полном объеме включаемые в цену нефтепродуктов, собираются менее чем на 50%. Причем в проекте бюджета-2000 опять закладывается собираемость не выше 60%. Широко распространенной в мире практикой является снижение налогов на моторные топлива при росте цены на нефть и увеличение налогов - ри падении. Мне кажется, это более разумная политика.

Сергей Ежов

Вряд ли российское правительство на это пойдет. Потому что, во-первых, у правительства Путина это был один из способов обеспечения горюче-смазочными материалами Севера и внутренних потребностей рынка. Но более существенно то, что у правительства нет уверенности в том, что отмена экспортных квот на ГСМ является последним препятствием на пути к траншу МВФ.

Если соответствующее обещание будет дано, но будут выставлены новые условия, лицо правительства будет потеряно. Путин вряд ли захочет терять лицо накануне выборов, идя на все условия МВФ, но оставаясь без денег.

Александр Шохин

Квотирование экспорта, которое было введено Минтопэнерго, - это, безусловно, антирыночное решение. Сейчас в целом роцесс подготовки к отопительному сезону завершен. Поэтому у Минтопэнерго нет даже формальных поводов продлевать квотирование. На макроэкономическом уровне, очевидно, квотирование - это защита, даже, можно сказать, изоляция, внутреннего рынка от воздействия рыночной конъюнктуры. По-видимому, поскольку ни с макроэкономической, ни даже с чисто хозяйственно-оперативной точки зрения квотирование никак не может считаться рыночной мерой, я думаю, в нынешних условиях правительству придется ойти на то, чтобы выполнить требование МВФ.

Андрей Краснов

Многое, конечно, будет зависеть непосредственно от хода переговоров с МВФ: будет ли эта отмена обязательным условием, или можно будет откупиться чем-то другим. В то же время я не вижу причин, почему бы эти квоты не отменить. Ведь, во-первых, остается еще один регулятор - пошлины, которыми тоже можно отчасти закрыть экспорт. Другое дело, что с квотами у нас изловчились поступать своеобразным образом: фактически дифференцировать их для разных компаний. То есть это уже стала своя особая конъюнктура, такое кумовство. А пошлины есть пошлины. Но так как МВФ пока про них ничего не говорит, то можно и с пошлинами что-то гибкое придумать. К настоящему времени декларируемая причина ввода квот (для нужд села, электростанций) вроде бы уже почти отпала. в,

Владимир Носо

Теоретически, конечно, методы тарифного регулирования лучше, чем административные меры. Но применительно к российской экономике все обстоит несколько иначе. Экспорт - это живые деньги, а внутренний рынок весь погряз во взаимозачетах. Поэтому, даже имея пошлины, компании, возможно, предпочтут экспортировать нефтепродукты, а не продавать их на внутреннем рынке. Поэтому от отмены квот может нарушиться тот баланс между экспортом и внутренним рынком, который установился сейчас. Особенно это, конечно, касается дизельного топлива и мазута. Поэтому я считаю, что здесь нужно действовать предельно осторожно. Я очень скептически отношусь к оценке, которая предполагает увеличение бюджетных поступлений за счет отмены квот.

Сергей Дон