А воз и ныне там
Для берлинских водителей, которые привыкли к пробкам в часы пик, появление двух новых современных развязок совокупной стоимостью DM178 млн ($95,6 млн) на окружной автодороге было как бальзам на душу. Однако общая ситуация с реконструкцией, модернизацией и строительством дорожной сети, да и с инфраструктурой вообще, в бывшей ГДР оставляет желать лучшего.
С момента падения Берлинской стены прошло уже 10 лет (юбилей будет отмечаться 9 ноября), но большинство амбициозных проектов по развитию инфраструктуры в Восточной Германии еще очень далеки от завершения.
А в связи с сокращением расходов правительства многие из этих проектов могут вообще остаться невоплощенными.
Новый международный Бранденбургский аэропорт в Берлине вряд ли откроется раньше 2007 г.
Часть работ приостановлена в связи с громким расследованием недобросовестных методов, с помощью которых строительный консорциум, ведущий работы, победил в тендере. Картину дополняют недостроенные дороги, железнодорожные станции и развязки.
Чиновники из Министерства транспорта, в недрах которого рождалась большая часть многомиллионных проектов, признают, что некоторые стройки действительно продвигаются чрезвычайно медленно. Однако, по их мнению, это всего лишь временное явление. Очень может быть, особенно если учесть огромное количество бюрократических проволочек при утверждении планов строительства новых дорог, железнодорожных путей или каналов.
Другой причиной промедления можно считать саму объемность и дороговизну проектов.
Только на развитие дорожной и железнодорожной сетей правительство выделило DM68 млрд ($36,5 млрд) по 17 проектам.
На конец прошлого года было освоено меньше половины этих денег.
Крупнейшие проекты сосредоточены в Берлине. Дорожная сеть города улучшается за счет расширения автострад и постройки новых развязок. Похожие изменения происходят и с железнодорожным сообщением. Одним из самых дорогостоящих проектов стал проект по модернизации ветки Берлин - Ганновер, на который было выделено DM5,4 млрд ($2,9 млрд) из федерального бюджета. Введение в эксплуатацию высокоскоростных локомотивов позволило уменьшить время путешествия по 264-километровой ветке до 75 минут (в 1990 г. на поездку уходило более четырех часов).
Вне Берлина существует несколько больших проектов развития транспортных связей между другими восточногерманскими городами, что позволит компаниям Западной Германии установить быстрое сообщение со Скандинавией и Восточной Европой. Например, правительство выделило DM8 млрд ($4,3 млрд) на строительство четырех-или шестиполосного шоссе из города Кассель в Западной Германии до города Горлитц на границе с Польшей.
Хотя основные проекты связаны с развитием транспорта, в других областях инфраструктуры тоже медленно, но все-таки происходят изменения. Приватизированный телекоммуникационный гигант Deutsche Telekom активно инвестирует в модернизацию телефонной сети бывшей ГДР. В Берлине, Лейпциге и Дрездене сегодня уже построены телефонные сети, которые вполне могут претендовать на звание самых сложных и продвинутых в технологическом плане сетей в мире. Похожие изменения происходят и в секторе коммунальных услуг. Но, несмотря на приведенные примеры, модернизация инфраструктуры Восточной Германии в целом все же идет слишком медленно. (FT)