Ракетно-космический Камю


Можно ли создать единое целое из двух компаний, похожих друг на друга только тем, что обе выпускают ракеты и боевые самолеты? Задача, стоящая перед менеджером огромной оборонной структуры, которая образуется после слияния французской Aerospatiale Matra и немецкой DaimlerChrysler Aerospace (DASA), во многом еще и политическая. Руководителю придется работать под недремлющим оком двух правительств.

Если вышесказанное и пугает Филиппа Камю, то он это тщательно скрывает. Между тем ему вместе с Райнером Хертрихом, придется возглавить новообразованный европейский оборонный концерн European Aeronautic, Space and Defence Company (EADS). 50-летний Камю возглавляет одновременно и французский конгломерат Lagardere (совместно с его создателем Жан-Люком Лагардером), и Aerospatiale Matra.

Судя по всему, перейдя в EADS, Камю не расстанется с директорскими обязанностями в своей французской компании: вместе с Лагардером он работает с 1982 г.

Многие из тех, кто работал с Камю на разных этапах его карьеры, говорят, что он обладает уникальной способностью никогда не терять присутствия духа и решать проблемы по мере их поступления. Эти таланты ему очень пригодятся на новой работе, поскольку в процессе франкогерманского объединения ему придется коснуться множества чувствительных вопросов.

"Задача, конечно, кажется сложной, - говорит Камю. - Я не говорю, что она проста, но на нашей стороне масса положительных предпосылок". Французская и немецкая компании на самом деле достаточно плотно связаны, говорит Камю. Около двух третей объема их деятельности приходится на различные совместные проекты, такие как авиационный консорциум Airbus и вертолетный консорциум Eurocopter.

Кроме того, у обеих компаний есть опыт слияний. Немецкая половина EADS недавно приобрела испанскую Casa. А французская вообще является продуктом совсем недавнего слияния приватизированной госкомпании Aerospatiale и Matra Hautes Technologies, принадлежавшей Lagardere.

Камю, по его словам, будет стремиться к созданию предельно упрощенной управленческой структуры - без бюрократии. Четыре производственных подразделения будут подчиняться непосредственно гендиректорам, а финансовые и другие всем необходимые службы будут существовать только в единственном числе - одни на всю структуру.

Два директора обещают держать свои споры и сомнения при себе. "Никто не будет знать, что происходит между нами, - говорит Камю. - Мы оба учимся понимать язык друг друга, в том числе и язык как таковой. Официальным языком компании, кстати говоря, будет английский - язык авиакосмической и оборонной индустрии".

Камю напоминает, что EADS под его руководством будет решать задачи, которые затрагивают государственные интересы.

Европейский аэрокосмический концерн не выпускает потребительских товаров или автомобилей, а работает с национальными оборонными программами. "Так что выбранный нами тип организации - единственная возможность построить работу, - продолжает Камю. - Это только в будущем национальное измерение станет менее значимым".

В случае возникновения споров в работе двух директоров арбитрами последней инстанции будут Юрген Шремпп, сопредседатель DaimlerChrysler, которому в новом евроконцерне будет принадлежать 30% -ная доля, и Жан-Люк Лагардер, чья компания будет владеть пакетом в 14,9%.

Третьим крупнейшим акционером EADS остается французское правительство (15%), которое еще должно утвердить инвестиции в новую компанию в размере $534 млн. Однако Камю настаивает на том, что никакого государственного влияния на управление не будет. "Мы стремимся создать то, что у нас во Франции называют компанией "англосаксонского" типа. Для нас это звучит как комплимент".

Что до коммерческих перспектив новой компании, то Камю настроен вполне оптимистично. Норма прибыли EADS, по его словам, должна удвоиться в течение ближайших пяти лет и достигнуть 10%. Кроме того, он убежден, что заказов у Airbus вполне достаточно, чтобы "вытащить" буксующий пока бизнес в аэрокосмическом секторе. Оборонные расходы европейских правительств продолжают снижаться. Но Камю рассчитывает на несколько новых ракетных заказов, которые, на его взгляд, поднимут прибыльность компании начиная с 2001 г. Спутниковые проекты будут развиваться за счет растущего притока заказов из Азии.

Камю говорит, что постарается избежать масштабных сокращений рабочей силы. У французской и немецкой составляющих не так много пересекающихся подразделений, которые пришлось бы сокращать целиком.

"Мы будем очень стараться не потерять ключевых специалистов. В бизнесе, завязанном на высокие технологии, навыки специалистов - самый дорогой актив".

Создание EADS практически похоронило идею о включении британских компаний в единую всеевропейскую оборонную структуру. Но Камю утверждает, что в тех областях, где сотрудничество с британцами, и прежде всего с British Aerospace, по консорциуму Airbus и ракетнокосмическим проектам уже налажено, оно будет только развиваться. (FT)