Почти детективная история
Действительно, это какой-то злой рок: все предложения, касающиеся улучшения инвестиционного климата в России, постигает незавидная судьба. Это тем более удивительно, если принять во внимание крайнюю нужду российской экономики в инвестициях. За примером далеко ходить не надо - достаточно вспомнить злоключения законодательства об СРП.
Сегодня речь пойдет о крайне небольшой, в одну строчку, но исключительно важной поправке к закону об НДС. Эта поправка уравнивает в правах строительство капитальных объектов хозяйственным и подрядным способом: в соответствии с ней НДС при строительстве подрядным способом не относится на балансовую стоимость (с последующим многолетним возвратом через амортизацию), а подлежит возмещению. Что это означает на практике? На практике это означает, что стоимость вновь вводимых капитальных объектов снижается на 20%. Проекты, которые в действующих условиях оказывались нерентабельными, после принятия данной поправки могут получить зеленый свет. А это рабочие места, заказы, налоги в бюджет и т. д., а в макроэкономическом смысле - рост совокупного эффективного спроса, столь важного для перехода нашей экономики к устойчивому росту.
Может быть, этот вопрос незнаком нашим законодателям и правительству? Нет, эта льгота была прописана (и принята в первом чтении!)в специальной части Налогового кодекса еще в 1997 г., содержалась в законодательных инициативах правительства в 1998 г. и в нынешнем, 1999 г., в составе бюджетного послания. Однако статус нормы закона эта поправка так ни разу и не обрела. И в этом, как ни странно, есть своя закономерность. Почему? Да потому, что, как только работа над бюджетом и налоговыми поправками переносится в трехстороннюю согласительную комиссию (состоящую из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства), интересы инвесторов перестают коголибо интересовать: главное - это "накачать" бюджет "виртуальными" деньгами (яркий пример изменение величины собираемости налогов), с тем чтобы был предмет для "доработки" бюджета во втором и третьем чтениях. Но при таком подходе мы никогда не приблизим нашу налоговую систему к цивилизованной, мы не получим инвестиций из-за рубежа, а наши отечественные инвесторы будут правдами и неправдами стремиться переводить свои капиталы за границу.
Фракция "Яблоко" полагает, что при реформировании налоговой системы нельзя руководствоваться исключительно фискальными краткосрочными интересами (дополнительными, а на деле "бумажными", доходами обсуждаемого бюджета), пришло время от разговоров о благоприятном инвестиционном климате переходить к его созданию.
Фракция "Яблоко" считает исключительно важным, чтобы действующая Государственная дума приняла льготу по НДС для застройщиков, с тем чтобы уже с начала 2000 г. она превратилась в норму закона.