Производить кино в России невыгодно
Прошедший после кризиса год мало что изменил в новой структуре кинематографа, постепенно оформляющейся в России, когда частные кинокомпании по производству фильмов начинают опережать государственные студии. Из московских "кино-частников" по количеству фильмов и по шуму вокруг них пока лидируют "мост-медийные" структуры, в первую очередь НТВ-ПРОФИТ. Выпущенная весной "Мама" Дениса Евстигнеева по рекламной кампании мало уступала "Сибирскому цирюльнику", а по вниманию российских зрителей превзошла некоторые из американских блокбастеров. Осень, согласно первоначальному замыслу, компания также собиралась встретить набором хитов. Некоторые из них уже показаны на фестивалях: в Венеции - "Лунный папа" Бахтияра Худойназарова, на "Киношоке" - "Поклонник" Николая Лебедева, в Локарно и Торонто - "Восток - Запад" Режиса Варнье с Олегом Меньшиковым в главной роли, отборочная комиссия ММКФ отсматривала "Русский бунт" Александра Прошкина. Но в российском прокате ни один из этих фильмов так и не появился..
О том, с чем это связано, и об общей производственной ситуации в НТВ-ПРОФИТ рассказывает генеральный продюсер компании Игорь Толстунов.
- Год назад, сразу после кризиса, у НТВ-ПРОФИТ лежало несколько готовых фильмов, которые не выпускались в прокат, - слишком уж это оказалось тогда невыгодно. Сейчас фактически повторяется то же самое. Прокат по-прежнему столь убыточен? - Сейчас ситуация связана не только с этим. На самом деле все очень просто: мы ждем кинотеатр "Октябрь" - завершения его реконструкции и превращения в мультиплекс, чем занимается компания "Кино-Мост". Потому что хотим показывать наши картины в хороших кинотеатрах.
- А чем плохи те, которые уже есть? "Кодак", "Пушкинский", "Ролан" и так далее? - Кинотеатры не хотят показывать русское кино или делают это в виде одолжения. Сокращают количество сеансов, ставят на неудобное время - зачем нам это надо? - Но ведь "Цирюльник" и "Мама" в "Пушкинском" прошли отлично.
- Да. Но после "Мамы" и до "Барака" Огородникова, который там идет сейчас, ни одного русского нового фильма в полноценном прокате в "Пушкинском" не было.
Поставили "$8 1/2" Константинопольского на два сеанса в день и те сократили. Я, например, приехал смотреть этот фильм, купил билет и попал на "Скрытую угрозу" Лукаса..В принципе я прекрасно понимаю дирекцию "Пушкинского": у них есть "верняк" - американское кино, Бандерас, Мел Гибсон. На русское кино руль повернуть сложнее, хотя практика проката нескольких фильмов показала, что можно.
- "Октябрь" будет собственностью "Медиа-Моста"? - Нет, собственностью города.
"Медиа-Мост" строит его на паях с мэрией. Надеемся, что он откроется к Новому году.
- Сколько фильмов вы собираетесь сделать в 2000 г.? - Сейчас нет смысла запускать большое количество проектов, т. е.
"варить бульон". Поэтому проектов будет немного. Четыре-пять запусков в новом году. В 1997 г. и первой половине 1998 г. состояние подъема вызывали оптимистические расчеты, что надо снимать много и тогда процент хороших фильмов будет увеличиваться. Сейчас все изменилось. И стало ясно, что пока надо делать только абсолютно эксклюзивные блюда - с точки зрения зрительского восприятия.
- Иными словами, кинопроизводство стало совсем убыточным? - Да. Наши картины в ноль не выходят. Сейчас может окупиться только фильм, специально снятый для видео тысяч за 10. Фильмы дороже $100 000 не окупаются. Сейчас, если фильм снят за $800 000, можно при идеальном раскладе вернуть $120 000 - 150 000 в течение первого года. Так что об окупаемости можно говорить только в контексте всего срока реализации.
- Когда вы говорите об "эксклюзивной продукции", что конкретно имеете в виду? Ясно ведь, что не "Молох" Александра Сокурова? - Нет, в данном случае, конечно же, нет. Хотя я всегда говорил и повторяю сейчас: эти не кассовые картины все равно кассовые в своем роде. Спрос на них достаточно постоянен у зрителя. В советское время в кинотеатрах по окраинам шел Тарковский, в начале перестройки замечательным образом шли Кира Муратова и тот же Сокуров. И сегодня могли бы идти, если бы существовали специальные небольшие залы, где такие фильмы можно показывать. Но их пока нет.
- Так что же такое для вас штучность? - Некий пакет условий, который формируется при запуске картины. Это должна быть история из двух, максимум трех самых кассовых жанров: боевик, комедия, мелодрама. И, конечно, с известными актерами.
- С актерами понятно. А есть ли режиссеры, на которых вы уверенно ставите в таких проектах? - Валерий Тодоровский, Алла Сурикова, Денис Евстигнеев, Станислав Говорухин, Павел Чухрай. Думаю, что у Егора Кончаловского хорошее кинобудущее. Из тех, с кем мы не работали, - Алексей Балабанов. Список наверняка не полный...
- Сейчас опубликованы дневники французского режиссера, автора "Индокитая" и "Французской женщины", Режиса Варнье, который снимал в прошлом году в копродукции с вашей компанией фильм "Восток - Запад". По этим дневникам видно, в состояние какого глубокого шока повергли его финансовые проблемы, возникшие в августе. После этого западные партнеры не отказались с вами работать? - Нашим партнерам действительно было сложно понять: как же так - деньги были, и вот их нет. Дело закончилось тем, что мы остались в проекте, - просто с меньшими средствами, чем предполагалось.
Но поскольку для европейского проекта, в отличие от голливудского, существенны любые деньги и партнерство важно само по себе, мы сумели договориться.
-" Восток - Запад" снят в основном на французском. Вы собираетесь его дублировать? - Собираемся. Для нас важно, чтобы отечественная публика воспринимала его как русский фильм.
Ведь это фильм о России и с русскими актерами в главных ролях..
Меньшиков и Сергей Бодров будут сами дублировать себя на русский.
Катрин Денев будет говорить пофранцузски с русскими субтитрами. В отдельных эпизодах, когда не понятно, почему герой Меньшикова вдруг со своей французской женой заговорил по-русски, мы оставляем французский диалог с субтитрами. По сюжету фильма предполагается, что героиня, оторую играет Сандрин Боннер, будучи замужем за русским эмигрантом, понимает русский. Мы на этом строим идею дубляжа.
- Этот фильм побывал уже на двух фестивалях. А с 1 сентября идет во французском прокате. С какими результатами? - По результатам первой недели проката он вышел в Париже на шестое место, среди всех картин, включая американские. А среди французских фильмов идет вторым. Сейчас заключен договор о прокате "Востока - Запада" в США.
- Помогло ли фильму Варнье то, что перед ним прошел "Сибирский цирюльник" с тем же актером в главной роли? - Я думаю, в таких случаях нет совсем уж прямой зависимости. Хотя, скажем, компания Sony Classic в США прокатывает фильмы для зрителей определенного уровня и круга, которые благодаря "Утомленным солнцем" и "Кавказскому пленнику" уже хорошо знают Меньшикова. В Париже "Цирюльник" шел не перед "Востоком - Западом", а весной - т. е. за несколько месяцев до фильма Варнье.
- И до осени не дотянул? - Да фильмы в западном прокате вообще не держатся так долго! Надо быть "Титаником" или "Звездной войной", чтобы не сойти в течение нескольких месяцев. Меня, как человека, занимающегося этим профессионально, очень раздражает, когда пресса, мало в таких вещах разбирающаяся, радостно сообщает, что "Цирюльник" выпал из бокс-офиса. Во Франции, как во всем мире, еженедельно выходит по 3 - 4 картины. И удержаться несколько месяцев практически невозможно. А "Цирюльник" прошел нормально.
Кстати, Варнье на родне тоже не очень любят за успешность.
Слишком мало во Франции режиссеров, которые получили "Оскара".
- Ваши готовые и не выходящие на экран фильмы вы храните в строгой секретности.
Но "Восток - Запад" уже идет по миру. Не боитесь пиратства? Не разумнее было бы выпустить фильм на экраны? - Мы действительно опасаемся, что может выйти пиратская копия.
И, конечно, учитывая участие Олега Меньшикова и приезд на премьеру Катрин Денев, этот фильм можно было бы раскрутить не хуже любого американского хита.
Но по отношению к собственному кинотеатру, который откроется через месяц-другой, палить дорогостоящий продукт для чужих тоже не хочется. Понятно ведь, что "Октябрь", войдя в строй, явится конкурентом практически всем кинотеатрам Москвы, поскольку он мультиплекс. В нем 11 залов.
Два-три из них будут отведены русскому кино и произведенному в НТВ-ПРОФИТ, в частности.
- На "Маме" вы опробовали эффектную, но дорогую систему рекламы. Эффективна ли она? И будете ли вы продолжать в том же духе? - На отдельные фильмы будем обязательно. Мы планируем подобного рода рекламные кампании на "Русский бунт" и на "Восток - Запад". Хотя для сегодняшнего дня это действительно дорогостоящее удовольствие.
Ведь если до кризиса один фильм собрал $400 000, другой $200 000, а третий - $50 000, то теперь хороший собирает порядка $80 000 - 100 000, а ерундовый $20 000. Материальная разница становится несущественной.
Но с моральной точки зрения рекламная кампания важна. Фильм благодаря ей занимает определенную позицию в сознании зрителей. Понятно, если раскручивается фильм, он достоин внимания.
- Вы не мечтаете повторить эффект "Блэрской ведьмы". То есть сделать молодежный радикальный фильм за $40 000 и окупить его с лихвой? - Думаю, сейчас - на волне "блэрской" моды - все об этом мечтают.
И если кто-то завтра принесет нам или мы сами найдем и инициируем проект, который можно снять за $60 000, и он нам покажется перспективным, мы, конечно, его запустим.
Естественно, все хотят снять дешевле и лучше. Другое дело, что любая из замечательных американских студий, будь то или Fox, или Sony, с удовольствием сняла бы фильм за $60 000 и получила бы за него $250 млн. Но они этого себе позволить не могут. Они не могут позволить себе потратить на картину меньше нескольких десятков миллионов. У них уже машина вертится по-другому.
- А вы можете? - Мы все-таки не в Голливуде. Мы пока еще можем.