Итальянский "кайзер" приватизирует госсектор


Франко Тато, 66-летний генеральный директор итальянской государственной электрической компании Enel, близок к тому, чтобы осуществить свои самые смелые амбиции.

За последние три года этот агрессивный менеджер, имеющий репутацию человека, предпочитающего немецкий стиль руководства, и прозванный за это итальянской прессой "кайзером Францем", произвел в Enel такую радикальную перестройку, какая и не снилась другим госпредприятиям Италии.

После прихода Тато в Enel в 1996 г. количество сотрудников компании сократилось с 90 000 до 79 000 человек.Enel была разделена на части: одно подразделение производит электроэнергию, другое - распределяет ее по отдельным фирмам, каждая из которых имеет собственное руководство и отдельную финансовую отчетность.

Недавно Тато распространил деятельность компании на такие сферы, как телекоммуникации, водоснабжение и даже предоставление услуг Интернета.

Сегодня группа Enel, на 100% принадлежащая правительству и являющаяся крупнейшим в стране поставщиком электроэнергии, стоит на пороге выпуска акций. В ближайшем будущем Министерство финансов впервые выбросит на рынок 23% акций Enel общей стоимостью 12 млрд евро ($12,75 млрд).

Выпуск акций компании, постоянно тормозившийся в политических кругах, будет самым большим в мире в этом году и третьим по величине за всю историю итальянского бизнеса (после Eni и Telecom Italia).

"Я счастлив. Я просто в экстазе, - признается Тато. - Это означает, что назад дороги нет. Мы будем и дальше придерживаться выбранной стратегии".

Тато, ранее занимавший посты генерального директора издательской группы Mondadori и одного из высших руководителей в Olivetti, считается в Италии противоречивой фигурой. Его стремление увеличить эффективность Enel означает конец многих существовавших в компании традиций - в частности, традиции закупать оборудование у итальянских компаний по цене на 40% выше рыночной.

"Я принял предложенную мне Министерством финансов должность для того, чтобы превратить Enel из благотворительной фирмы в прибыльную компанию, говорит Тато. - А многие этого не ожидали".

Амбициозные планы по расширению деятельности компании еще больше смутили итальянскую деловую общественность. В прошлом году Enel приобрела контрольный пакет акций компании Wind, третьего по величине в Италии оператора мобильной связи и владельца фиксированных телефонных линий. В настоящее время Enel покупает у государства три компании, обеспечивающие водоснабжение южных областей Италии, а недавно приобрела 30% акций компании Telepiu, владеющей платной телевизионной сетью. Контрольный пакет акций Telepiu принадлежит французской Canal Plus.

Эти приобретения породили слухи о том, что Enel постепенно превращается в подобие компании Iri, некогда могущественного государственного холдинга, которому принадлежали самые разнообразные предприятия Сот итальянских телефонных операторов до национальной авиакомпании Alitalia. Возникают также вопросы относительно того, не финансируются ли новые покупки Enel за счет доходов от электрического бизнеса компании.

"Здесь у нас все под контролем, - говорит Тато. - Около 83% наших инвестиций по-прежнему приходится на электроснабжение". Что касается Iri, то "кайзер Франц" считает ее конгломератом, занимающимся слишком разнородными видами деятельности.

"В отличие от Iri мы концентрируемся на создании инфраструктуры в области коммунальных услуг ", - говорит "кайзер Франц".

Сегодня Enel старается проникнуть в другие сферы деятельности потому, что ее контроль над электроснабжением в стране понемногу ослабевает. Несмотря на то что в 1998 г. чистая прибыль компании на 29% превысила аналогичный показатель 1997 г., объем продаж электроэнергии не увеличился.

При этом давление со стороны конкурентов будет расти. Частичная приватизация компании означает, что в течение трех последующих лет Enel уступит новым конкурентам 30% своих генерирующих мощностей, сохранив за собой контроль только над 50% всего производства электроэнергии в Италии.

Для увеличения прибыльности Enel Тато поставил перед компанией ряд целей. Первоочередной задачей "кайзер Франц" считает сокращение расходов - в настоящий момент доходы на одного сотрудника Enel вдвое меньше, чем, например, в британской электрической компании National Power. По всей видимости, это заставит Тато сократить персонал компании еще на 20 000 человек.

Сам он не называет такой цифры, однако подтверждает, что компания уже ведет переговоры с профсоюзами.

Вторая задача Enel - расширение деятельности за пределы Италии. В отличие от французской государственной электрической компании Electricite de France итальянская электрическая компания не намерена продавать за рубеж электроэнергию. Вместо этого Enel планирует заключать контракты на сооружение за границей электростанций.

Однако в основе новой стратегии лежит все же создание инфраструктуры в области коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены 29 млн клиентов компании. (FT)