Самолет-шпион сдается в прокат


Самолет "M-55 - Геофизика" был когда-то гордостью советской разведки. Описание самолета нельзя было встретить ни в одном аэрокосмическом справочнике, поскольку его технические характеристики хранились в строжайшем секрете.

Но после окончания "холодной войны" острая нехватка средств заставила российских военных сдать сверхсекретный самолет в прокат. Благодаря этому стало возможно осуществление давно задуманного проекта по исследованию дыры в озоновом слое Земли.

Проект, получивший название Airborne Polar Experiment Geophysica Aircraft in Antarctica (APE - GAIA, в переводе - воздушный полярный эксперимент с самолетом "Геофизика" в Антарктике), оценивается в $10,7 млн. В нем принимают участие представители России, Германии, Великобритании, Испании, Финляндии, Швейцарии, США, Аргентины, Бразилии, Чили и Италии. Последней принадлежит сама идея проекта, который будет проходить в рамках итальянской программы исследования Антарктики. "Только итальянцы могли успешно пройти через все переговоры и добиться претворения проекта в жизнь", - говорит глава ученого совета APE - GAIA Бруно Карли.

Первый и вроде бы несложный этап проекта - перелет "M-55" из России в Аргентину, в город Ушуая, самый южный город Земли, - на деле оказался довольно трудным. Перелет происходил в шесть этапов и занял 11 дней, в операции были задействованы более 70 специалистов.

До этого техники конструкторского бюро им. Мясищева, спроектировавшего самолет-шпион для Министерства обороны СССР в 1988 г., потратили много сил для того, чтобы адаптировать "M-55" к условиями нынешних исследований. Дело в том, что на самолет должно быть установлено сложное научное оборудование. Проект чуть было не сорвался, когда обанкротился один из российских банков, через который перечислялась часть средств для бюро.

Прибыв в Аргентину, самолет был вынужден стоять на улице при температуре около нуля градусов, поскольку специально предназначенный для него ангар оказался недостроенным. Даже после установки дверей в ангаре все равно было слишком холодно.

Для обогрева наиболее чувствительного к температуре научного оборудования ученые используют тепло от настольных ламп.

В октябре будет выполнена основная часть проекта. Два пилота, облачась в костюмы космонавтов, по очереди будут производить полеты на высоте до 20 км, а установленное на борту оборудование будет собирать данные об озоновом слое. Сажать самолет зачастую придется в тяжелых погодных условиях.

Полученные данные должны помочь ученым оценить скорость восстановления озонового слоя.

По нынешним оценкам, слой должен вернуться к состоянию конца 70-х к 2050 г. "Целью данного проекта является проверка этой оценки", - заявил Карли.

APE - GAIA - не первый проект по изучению озоновых дыр с использованием самолетовшпионов. В предыдущих проектах использовался американский самолет "ER-2", модифицированная версия известного самолеташпиона "U-2". Но двухмоторный "M-55" способен поднять в воздух гораздо больше оборудования, необходимого для анализа состава воздуха непосредственно за бортом самолета. (FT)